ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О СОЗНАНИИ

1. Основные философские подходы к проблеме сознания. 1

2. Три главные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. 2

3. Понятие отражения и его формы.. 3

4. Сущность сознания. Основные свойства человеческого сознания. 4

Проблема сознания (механизм его возникновения, внутренняя сущность, влияние на материю) до сих пор остаётся большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, ещё не дан.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что

1) сознание существует;

2) оно имеет особую, идеальную природу и сущность – данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное (то есть нематериальное) сознание производно от материи.

1. Основные философские подходы к проблеме сознания

В философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.

Физикализм – крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, в частности, на следующих фактах:

1) головной мозг человека является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

2) сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг – биологический (материальный) орган;

3) человечество создало искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) – материальный объект;

4) медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (наприм., применение психотропных и наркотических веществ).

Единственная проблема, на которую наталкиваются и часто при этом разрушаются логические доводы физикалистов, – это идеальность, т. е. нематериальность сознания:

1) образы, существующие в сознании человека, не имеют материальных характеристик – массы, запаха, чётких размеров, формы;

2) сознание может «господствовать» над своими образами – увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

3) никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (наприм., хирург, оперирующий мозг, видит нервные ткани, но он не видит образов и мыслей оперируемого человека).

Тем не менее, физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространён. Его ответвлениями являются:

1) «теория тождества» (Дэвид Армстронг, Джордж Смарт) – отождествляет духовные процессы с другими телесными процессами – кровообращением, дыханием, мозговыми процессами;

2) теория «элиминации» (Пол Карл Фейерабенд) – пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» – устаревшее и ненаучное, предрассудок;

3) теории «вульгарных» материалистов (наприм., утверждение Карла Фогта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).

Солипсизм – крайне идеалистический взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида есть единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение. Это точка зрения субъективного идеализма (Джордж Беркли, Дэвид Юм, Иоганн Готлиб Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом, как крайними направлениями, находятся:

1) объективный идеализм – признаёт наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную, творческую роль и рассматривает его внеиндивидуально, как часть «мирового сознания»;

2) умеренный материализм – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признаёт за ним качество идеальности). Данная точка зрения наиболее распространена в российской философии.

2. Три главные точки зрения на вопрос о происхождении сознания

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания, в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Выделяют три основополагающие из их числа:

1) сознание имеет космическое либо божественное происхождение;

2) сознание присуще всем живым организмам (т.е. возникает вместе с появлением жизни);

3) сознание – свойство исключительно человеческое (т.е. возникает вместе с появлением человека).

Согласно первой, космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), оно едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

1) теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Готфридом Лейбницем, развита Даниилом Леонидовичем Андреевым (1906–1959), согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

2) теория Пьера Тейяра де Шардена (1881–1955), согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

3) теория Толбета (Тальбота), согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

4) теория психосферы америк. исследователя Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

5) теория гилозоизма (от греч. hyle и zoe – жизнь), согласно которой вся материя (живая, неживая, все её проявления) имеют душу, одушевлённость – свойство материи. Гилозоистами были ионийские натурфилософы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), позднее – Джордано Бруно, Дидро и др.

Основная идея второй, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают её тем, что

1) жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

2) инстинкты бывают не только врождённые, но и приобретённые;

3) животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

4) многие действия, совершаемые животными (особенно высшими – кошачьими, псовыми, приматами и др.) сложны и требуют большой работы сознания, наприм., охота;

5) животным присущи свои правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

Согласно третьей, «человеческой точке зрения» сознание – продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят её под сомнение, так как

1) животные руководствуются не только инстинктами;

2) высшим животным свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (о чём свидетельствует вращение зрачков, эмоции во сне);

return false">ссылка скрыта

3) животные имеют склонность к достаточно сложной организации сообществ с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

3. Понятие отражения и его формы

В современной российской философии (как и в прежней советской) широко распространено диалектико-материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения. Сущность данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.

Всей материи присуще свойство отражения. Отражение – это способность материальных объектов воспроизводить в себе свойства других материальных объектов при взаимодействии с ними. Примеры отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т.д.), отражение костей древних животных на камне, отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение солнечного света Луной, отражение Луны, деревьев, гор в водоёме и др.

Элементарными формами отражения являются: механическое, физическое, химическое.

Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмам. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу.

Формами биологического отражения являются: раздражимость, чувствительность, психическое отражение.

Раздражимость, как простейшая форма биологического отражения – это реакция живых организмов (в том числе растений) на предметы и явления окружающего мира. Примеры: высыхание, сворачивание листьев на жаре, возвращение в прежнее положение после дождя; движение подсолнуха «за Солнцем».

Чувствительность – следующая, более высокая форма биологического отражения – это способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

Психическое отражение – это систематизация, осмысление ощущений, способность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, находить из них правильный выход.

4. Сущность сознания. Основные свойства человеческого сознания

Сознание – высшая форма биологического отражения. Присуще человеку и, частично, высшим животным. Сознание – это наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, к рефлексии (т.е. получению новых мыслей благодаря мысли, мышлению; др. словами, рефлексия – это обращённость сознания на самого себя).

Сознание человека отличается от сознания высших животных

1) большей глубиной;

2) большей способностью к организации предметно-практической, преобразующей деятельности – к труду;

3) способностью к абстракции – оторванному от непосредственной реальности мышлению;

4) возможностью передачи сознания с помощью особого механизма, отражающего и передающего мысли, – языка, в устной и письменной формах.

Главными свойствами человеческого сознания являются: идеальность, интенциональность, идеаторность.

Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе

1) противоположно материальному миру. Возникающие в сознании образы сами не являются материей. У них нет массы, запаха, неизменных размеров (сознание может «вмещать» в себя всё – песчинку, маленький камень, автомобиль, небоскрёб, океанский лайнер, планету). Образы сознания – самостоятельная реальность, по сути, противоположная материи.

2) Независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в материальном мире: человек может представить всё.

3) В некоторых случаях первично по отношению к материи. Наприм., при изготовлении любого предмета (авторучки, стола и др.) в сознании всегда имеется замысел, образ данного предмета. Причём сознание человека способно создавать и с помощью деятельности человека и механизмов воплощать в жизнь не только простые, но и сложнейшие замыслы (образы) – строить дворцы по проекту, собирать телевизоры, создавать самолёты, огромные океанские лайнеры, конструировать, собирать, запускать в космос ракеты, управлять на расстоянии космическим кораблём и т. д.

4) Неопознаваемо с помощью материальных средств. До сих пор врачам, учёным не удавалось «увидеть», обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание.

Интенциональность – направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания.

Интенциональность сознания подразумевает наличие

1) предмета сознания – того, что «видит» сознания;

2) формы – как сознание воспринимает предмет.

Основными формами сознания являются: 1) восприятие, 2) осмысление, 3) оценка, 4) воспоминание, 5) фантазирование, 6) жизненный опыт.

Предметом сознания являются:

1) окружающий мир, его предметы, явления;

2) особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с внешним миром, так и не связанный с ним.

Идеаторность сознания – это способность создавать и воспроизводить идеи, самостоятельная внутренняя работа, выходящая за рамки простого отражения. Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования, передачи и распространения содержания сознания – языка.

Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.

 

 

Сост. : Ткачева Е. Б.