Уровни сознания

Психика имеет несколько уровней, отличающихся друг от друга по степени ясности и осознанности своего содержания:бессознательное, сознание, отчетливое сознание (или внимание) и надсознательное.

 

Понятие бессознательного ввел в психологию немецкий ученый 17 века Г-В. Лейбниц. Он выделил три области психического - область ясного или отчетливого знания, смутного знания и бессознательного. Развивая взгляды Лейбница о содержании психики, И-Ф. Гербарт показал, что каждое представление обладает определенной силой, зарядом и стремится попасть в центральную область психики - область сознания. Однако объем этой области, также как и области апперцепции, не безграничен, и поэтому попасть туда может только представление, обладающее достаточной интенсивностью, то есть такой силой, которая может преодолеть порог, отделяющий сознание от бессознательного. Еще большей интенсивностью должно обладать представление для того, чтобы преодолеть порог апперцепции и попасть в центр внимания человека, в область отчетливого сознания. Осознаваемые нами впечатления отличаются друг от друга по степени яркости и отчетливости. Некоторые из них, представляемые смутно, размыто, находятся как бы на периферии нашего сознания. Как правило, это предметы, которые и не важны для нас в данный момент, и не отличаются яркостью или интенсивностью. Особенно яркие, или новые, или очень значимые для человека объекты, сразу же попадают в центр его сознания. Именно на них фиксируется внимание, при этом очень важный или привлекательный объект может стать центром внимания, вытеснив остальные на периферию.

Бессознательное – это такое содержание человеческой психики, которое субъект не осознает, в котором он не отдает себе отчета, но которое тем не менее оказывает влияние на его поведение. Все неосознаваемые (или бессознательные) процессы могут быть разделены на три больших класса: 1) неосо­знаваемые механизмы сознательных действий, 2) неосознаваемые побудители сознательных действий, 3) «надсознательные» процес­сы. В первом классе, в свою очередь, выделяются а) неосознавае­мые автоматизмы, б) явления неосознаваемой установки, в) не­осознаваемые сопровождения сознательных действий.

Неосознаваемые автоматизмы – действия, происходящие без контроля сознания:

1) автоматические действия – никогда не осознавались

2) автоматизированные действия – навыки. Они прошли через сознание и перестали осознаваться.

 

Установка – готовность к определенному действию или реагированию в определенном направлении. Виды установки: моторная, перцептивная, умственная.

Фиксированная установка – Узнадзе.

Испытуемому дают в руки (в каждую — по одному) два шара, совер­шенно одинаковые по всем свойствам, кроме, например, объема: один шар явно больше другого по объему. Каждый раз этот больший по объе­му шар дается, например, в левую руку. Через определенное число по­добных проб, называемых предварительными экспозициями (обычно через 10—15) человек получает в руки пару равных по объему шаров (критическая экспозиция) с заданием сравнить их между собой. Объек­тивно равные шары, однако, не воспринимаются таковыми: у испытуе­мого возникаем иллюзия неравенства шаров, причем чаще кажется боль­шим шар в правой руке, в которой он держал меньший по объему шар (иллюзии контраста). Незначительному числу испытуемых большим ка­жется шар в той же руке, в какой ранее, в предварительных пробах, находился больший по объему шар (ассимилятивная иллюзия). В процессе предварительных проб у испытуемого появляется некоторое внутреннее состояние, подготавливающее его к восприятию дальнейших предъявлений стимулов. Это внутреннее состояние и было названо им установкой.

Согласно Д. Н. Узнадзе, первичная установка фор­мируется при встрече актуализировавшейся потребности, с од­ной стороны, и ситуации, делающей возможным ее удовлетворе­ние, с другой.

Д.Н.Узнадзе двух уровнях поведения: 1) установка и 2) объективация. Пример поведения на первом уровне — «автоматическое» поведение в привычной ситуации, обеспечиваемой разными установками (в частности, операциональными). На втором уровне поведение стро­ится в том случае, когда первый уровень «не срабатывает» по при­чине неадекватных условий и человек вынужден сознательно об­следовать ситуацию для возможного изменения поведения. Так. например, привычно одеваясь на работу, человек может несколь­ко раз, не отдавая себе отчета, пытаться надеть ботинок своего брата, который на несколько размеров меньше (здесь работает еше уровень установки). Неудача этих попыток приводит к необ­ходимости перевести поведение на уровень объективации: созна­тельно обследовать ситуацию и выстроить новый рисунок поведе­ния (начать искать свои собственные ботинки). Установки, таким образом, выполняют роль стабилизатора повеления, учитывая прошлый опыт субъекта.

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий – непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимика и пантомимика, вегетативные реакции. Их функции: являются средством общения, являются физиологическими коррелятами психических процессов и состояний.

Надсознательные процессы – это результат вы­хода психического за пределы напряженной и длительной со­знательной деятельности, поскольку последняя не может «вмес­тить» все богатство психических содержаний. Подобное мы мо­жем наблюдать, например, в творчестве ученого, когда он «вдруг» приходит к решению проблемы, которая постоянно «мучила» его и никак не решалась. Ученый отправлялся на отдых, отказавшись решать проблему, — и решение «вдруг» всплывало перед ним (имен­но так, например, известный французский математик Анри Пуан­каре решил важную математическую задачу) или снилось ему в виде готового результата (так случилось с Д.И.Менделеевым, ко­торому приснилась окончательная форма его «периодической си­стемы элементов»).

За этим «вдруг» лежит на самом деле колоссальная работа уче­ного, которая в ряде моментов протекает для него бессознательно. Приставка «над» означает еще и то, что данные процессы следует отграничивать от тех. которые в основном изучались в психоана­лизе. Благодаря стараниям психоаналитиков слово «бессознатель­ное» приобрело специфический оттенок «глубинного» и «низмен­ного», тогда как бессознательным для человека может быть и не­что высшее в его психике. Неслучайно З.Фрейд использовал для характеристики высшей инстанции в личности термин «Сверх-Я». Термин «надсознательное», таким образом, подчеркивает «вер-шинность» рассматриваемых неосознаваемых процессов.

Надсознательные процессы не рефлексируются человеком в момент интуитивного мышления (озарения), характерного тем, что мы осознаем только его результат, а процесс может происходить неосознанно, а иногда и мгновенно. Человек всегда осознает какое-то содержание, но сам процесс осознания этого содержания происходит за пределами сознания. Мы осознаем конечный результат мышления, но не его процесс. Возникновение идеи решения проблемы переживается человеком как не зависящий от него процесс. Свойства неосознаваемых процессов:

return false">ссылка скрыта

1) интегральный характер продукта сознания

2) неопределенность результата

3) неизвестен момент окончания надсознательного процесса.

Структура и содержание сознания

Содержание сознания представлено нам в виде его чувственной ткани, значений и смыслов, которые и образуют его структуру. Сознание наполняется содержанием благодаря работе восприятия, памяти и мышления. Результаты их деятельности, прежде всего образы и представления, и составляют чувственную ткань сознания. То есть внешний мир представлен в сознании не в виде неясных и аморфных образований, но четких структур.

Второй элемент структуры сознания – значение – отражает знание о предназначении и функциях объектов внешнего мира. Это знание объективно, то есть все люди, принадлежащие к данной культуре, одинаково понимают, что представляет из себя тот или иной предмет. Значения зафиксированы и в словах, и в орудиях труда, и в памятниках культуры. При овладении значениями, у человека формируется культурное сознание и самосознание себя как культурного, т.е. принадлежащего к этой культуре человека. Если значения объективны, то смыслы всегда субъективны, они отражают отношение конкретного человека к значению. Поэтому, в отличие от значений, смыслы не могут быть переданы при обучении, они вырабатываются самим человеком в процессе его жизни, являясь результатом его опыта.

Кроме значений и смыслов в содержании сознания выделяется три области – автоноэтичное сознание, ноэтичное сознание и аноэтичное сознание. Аноэтичное (незнающее) сознание связано с текущей ситуацией, оно не выходит за его рамки, поэтому как бы не знает ничего о прошлом и будущем. Этот тип сознания помогает человеку фиксировать значимые признаки окружающего, своевременно и адекватно реагировать на изменение условий. Как будет показано ниже, его содержание формируется оперативной памятью.

В ноэтичном (знающем) сознании зафиксированы объективные данные, сведения об общих законах, правилах, и понятиях. От значений содержание ноэтичного сознания отличается тем, что эти сведения не только объективны, но носят всеобщий, надличностный характер, это скорее научные, а не житейские знания. Поэтому содержание ноэтичного сознания связано главным образом с семантической памятью.

Автоноэтичное (знающее о себе) сознание отражает знания человека о себе, но не только о своем внутреннем мире, как самосознание, но и о внешних фактах и событиях жизни, различных эпизодах, произошедших с данным человеком. Поэтому этот вид сознания связан с эпизодической памятью.