Профессиональные деформации личности специалиста социальной сферы. Факторы их развития.
Интоксикации тяжелыми металлами
При легкой интоксикации солями тяжелых металлов (свинца, висмута, ртути) обычно возникает катаральный стоматит с участками пигментации слизистой оболочки (в первую очередь десневого края). В тяжелых случаях развиваются изъязвления, характеризующиеся упорным течением. Кроме болезненности в полости рта, нарушения слюноотделения и ощущения металлического привкуса, отмечаются общая слабость, апатия, нарушение пищеварения, изменения в костях и др. Характерные изменения слизистой оболочки полости рта имеют важное значение для диагностики профессиональной и бытовой хронической интоксикации различными химическими веществами, тяжелыми металлами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология. – М.: Медицина, 1989. – 554 с.
2. Зайко Н.Н., Быць В.Ю. Патологическая физиология. – Киев “Логос”, 1996. – 647 с.
3. Никитина Т.В. Пародонтоз. – М.: Медицина, 1982. – 250 с.
4. Робустов Т.Г. Хирургическая стоматология. – М.: Медицина, 1990. – 571 с.
5. Самосюк И.З.. Лысенюк В.П. Методы восточной диагностики по языку и животу. – Киiв, “Здоров'я”, 1993. – 68 с.
Изучение вопросов, связанных с успешностью труда и представленностью в психике и сознании человека его профессиональной деятельности, началось еще в 20-х - 30-х годах прошлого века, однако наиболее интенсивно эти вопросы стали разрабатываться в последние десятилетия. Однако в последние годы внимание исследователей стало привлекать не столько становление профессионализма, сколько проблемы, связанные с его деформацией, что получило отражение в целом потоке публикаций по этой тематике (Грановская Г.Н.; Маркова А.К.; Форманюк Т.В.; Бойко В.; Орел В.Е. и др.). Такой интерес обусловлен усиливающимся ростом соответствующих деструктивных тенденций у специалистов социономических профессий, в том числе у социальных работников.
Проблема разрушения профессиональной целостности специалиста впервые стала предметом научного исследования в американской психологии, прежде всего в работах X. Дж. Фреденбергера (1974) и К. Маслач (1976). Ими был описан феномен "burnout", получивший название «эмоциональное выгорание» и проявляющийся в личностной деформации вследствие эмоционально напряженных отношений в системе «человек-человек». В сфере образования, например, ему подвержены больше всего специалисты, чьи профессии напрямую связаны с общением и большими психоэмоциональными затратами – учителя, воспитатели, психологи, педагоги.
Под синдромом «эмоционального (психического) выгорания» подразумевают состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере и включающее три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Симптом эмоционального истощения – сниженный эмоциональный тонус, утрата интереса к окружающему и источникам эмоциональной подзарядки. Соц.работник чувствует, что ему не хватает энергии, чтобы встретить следующий день и следующего клиента. Появляется раздражительность, недоброжелательность по отношению к клиентам, утрачиваются позитивные чувства и уважение к ним.
Деперсонализацияпроявляется в деформации отношений с другими людьми, повышении зависимости или, напротив, негативизма, циничности по отношению к клиентам (отпускает шутки по поводу клиентов, навешивает на них ярлыки).
Редукция профессиональных достижений проявляется в развитии излишней самокритичности, в снижении самооценки компетентности и продуктивности в работе. Думая о себе плохо, люди действительно начинают хуже справляться с работой, развивается тенденция к снятию с себя ответственности, негативизм относительно служебных обязанностей, изоляция от других, избегание работы. Происходит снижение или даже разрушение профессиональной мотивации.
В октябре 2006 г. основоположник теории эмоционального выгорания К. Маслач выступала с докладом в МГУ им. М.В. Ломоносова. Она выделяла три группы факторов, инициирующих этот процесс::
Личностные - неудовлетворенность профессиональным ростом, сверхконтролируемость, неустойчивость, интравертированность, неэмоциональность, низкий уровень эмпатии, неумение общаться, алекситимия (невозможность высказать словами свои ощущения), трудоголизм, игнорирование себя и «растворенность» в других;
организационные - многочасовая или требующая большой продуктивности работа, недооценка этого фактора руководством;
ролевые - нездоровая конкуренция, неблагополучный морально-психологический климат, низкая оценка напряженной работы.
К. Маслач в Москве (2006 г.)
В классификации В.В. Бойко различаются внешние и внутренние факторы эмоционального выгорания. К внешним факторам, провоцирующим «выгорание», относятся:
• хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность - необходимость активно ставить и разрешать проблемы, подкреплять эмоциями разные аспекты общения, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать информацию;
• повышенная ответственность за исполняемые функции и операции - нравственная и юридическая ответственность за людей, необходимость постоянно входить и находиться в состоянии субъекта совместной деятельности, сопереживать, сострадать, сочувствовать;
• неблагополучная атмосфера профессиональной деятельности, определяемая отношениями в системе «руководитель-подчиненный» и в системе «коллега-коллега»;
• психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения - это могут быть люди со сложным характером, больные, аномальные, невоспитанные и проч.
Внутренние (психологические) факторы составляют:
• склонность к эмоциональной ригидности - сдержанность в проявлении эмоций, малая восприимчивость и реактивность;
• интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности - повышенная ответственность, большая отдача, беспокойство за судьбы других людей.
Таким образом, психическое выгорание может рассматриваться как двойной кризис, в результате которого страдает и личность педагога, и его профессиональная компетенция.