Учредительные документы фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона единственным учредительным документом фонда является его устав. Положения устава обязательны для исполнения фондом.
Требования к содержанию устава изложены как в Гражданском кодексе, так и в Законе.
Так, в соответствии со ст. 53, п. п. 3 ст. 118 ГК РФ, ст. 28 и п. 1 ст. 29 Закона в уставе должен быть определен порядок управления и порядок формирования органов фонда, их компетенция (то есть, следует определить, какие именно органы фонда создаются, кем, из числа кого они формируются, какой орган действует от имени фонда без доверенности), компетенция каждого из определенных уставом органов, порядок принятия решений органами фонда — для коллегиального органа это: кворум, каким числом голосов принимается решение, сколько голосов принадлежит каждому члену коллегиального органа.
По общему правилу, установленному гл. IV ГК РФ для различных организационно-правовых форм, устав юридического лица может быть изменен по решению его учредителей (участников) либо высшего органа юридического лица.
Устав фонда должен содержать:
-наименование фонда
- сведения о цели фонда
- указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете;
- о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождении;
- о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
3.Система органов управления фонда. Общая характеристика
Из анализа п. 3 ст. 118 ГК РФ; п.п. 1, 2—4 ст. 29 Закона вытекает, что, в отличие от иных видов некоммерческих организаций, для фондов законодатель не устанавливает какой-либо определенной структуры органов управления с определенной законом компетенцией для каждого из этих органов (см. например, п. п. 3, 4 ст. 29 и п. 2 ст. 30 Закона — для иных видов некоммерческих организаций). Что же касается фонда, то законодатель лишь предписывает определить в уставе порядок управления фондом (то есть, какие органы управляют деятельностью фонда, каким образом распределена между ними компетенция) и порядок формирования его органов (то есть, кем, из числа кого избираются (назначаются) эти органы).
Том не менее, в п. 4 ст. 118 ТК РФ а также в п. 3 ст. 7 и в п. 3 СТ. 14 Закона имеются и несколько обязательных требований законодателя к структуре органов фонда. Так, в частности, в уставе должны содержаться «ведения о попечительском совете, о порядке его формирования м деятельности. Кроме того, в уставе должен быть определен порядок назначения должностных лиц (т. е. указание на то, кто относится к должностным лицам фонда, кем, из числа кого они назначаются) и порядок их освобождения (т. е. по решению кого и по каким основаниям происходит освобождение должностного лица)
Вместе с тем, считаем вполне допустимым использовать применительно к фонду и ту систему органов, которая установлена ст. ст. 29, 30 Закона (при условии выполнения требований п. 4 ст. 118 ГК РФ, а также п. 3 ст. 7 и п. 3 ст. 14 Закона в части наличия попечительского совета и должностных лиц фонда), тем более, что эта же система органов управления (кроме наблюдательного совета и должностных лиц) прямо применима к другой организации, не имеющей членства, — автономной некоммерческой организации.
4. Высший орган. Компетенция. Порядок принятия решений
Как показано выше, устав фонда может вообще не предусматривать наличие высшего органа.
Вполне возможно, что этот высший орган может быть единоличным.
Высший орган может состоять и из учредителей фонда (их представителей), поскольку, как было сказано выше (см. п. п. 2.3.1 2.3.6 главы 2), права учредителей по управлению не относятся имущественным, следовательно, учредители могут их осуществлять (но тогда в уставе следует предусмотреть порядок формирована высшего органа в случаях: отказа учредителя участвовать в управлении, в случае смерти, прекращения деятельности учредителя).
Кроме того, высший орган может состоять из конкретных, указанных в уставе лиц (но в таком случае будет достаточно сложно определить в уставе порядок формирования высшего органа в случае выбытия из этого органа лица (лиц), определенного уставом).
Возможно также, применительно к фонду принять систему высшего органа (компетенцию, кворум, порядок принятия решений), установленный п. п. 3, 4 ст. 29 Закона.
Вариантов формирования органов фонда может быть и больше, но в любом из вариантов в уставе следует обязательно указать порядок формирования: такого» органа.
5.Исполнительный орган
По поводу наличия (либо отсутствия), а также в части порядка формирования исполнительного органа фонда можно, сказать то же, что и в отношении высшего органа либо избрать схему, установленную Законом.
Но при этом следует помнить, что в любом случае уставом фонда должно быть определено лицо (орган), который действует от имени фонда без доверенности (представляет его во вне) в силу прямого указания ст. 28 Закона.
Кроме того, в силу прямого указания п. 4 ст. 118 ГК РФ и п. 3 ст. 14 Закона уставом фонда, в любом случае, должно быть определено, кто относится к должностным лицам фонда, должна быть определена их компетенция, кем, из числа кого, на какой срок они назначаются и в каком порядке прекращаются полномочия этих должностных лиц.
6.Попечительский совет
Это, наверное, единственный орган фонда, о котором можно сказать, что его наличие императивно предписано законом. И, если п. 4 ст. 118 ГК РФ только упоминал о нем в перечне сведений, которые должен содержать устав фонда, а также весьма сжато определил его функцию, как «органа, осуществляющего надзор за деятельностью фонда», то Закон в п. 3 ст. 7 уже более подробно раскрывает его статус и назначение.
Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
Из термина «попечительский совет» следует вывод, что это должен быть коллегиальный орган. В этом случае уставом должен быть определен кворум, порядок принятия решений попечительским советом.
Особо оговорено, что участие в работе попечительского совета фонда не является работой по найму: «...Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах». Таким образом, можно сделать вывод, что члены попечительского совета не относятся к должностным лицам фонда.
Порядок формирования и деятельности попечительского совета - фонда определяются уставом фонда.