Лекция № 3. Некоммерческое партнерство.

Учреждение как организационно-правовая форма общественного объединения

Классификация учреждений

Управление учреждением

Учредительные документы учреждения

Реорганизация учреждений

Особенности создания учреждений

Лекция № 2 Учреждение как форма некоммерческой организации

  1. Понятие учреждения, его правовое положение
  2. Особенности создания учреждений
  3. Реорганизация учреждений
  4. Особенности ликвидации учреждений
  5. Учредительные документы учреждения
  6. Управление учреждением
  7. Классификация учреждений. Отдельные виды учреждений
  8. Учреждение как организационно-правовая форма общественного объединения
  1. Понятие учреждения, его правовое положение

Легальное определение учреждения содержится в ст. 120 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организа­циях». В соответствии с этими нормами учреждение определя­ется как некоммерческая организация, созданная собственни­ком для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируе­мая полностью или частично этим собственником.

В настоящее время это наиболее часто встречающаяся фор­ма некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 24 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года учреждения, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету, были предусмотрены как один из видов юридических лиц.

К числу учреждений относятся органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, образовательные учрежде­ния, учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры и т. п.), учреждения социальной защиты, медицинские учреждения и т. д.

Как и всякая некоммерческая организация, учреждение об­ладает специальной правоспособностью, то есть вправе совер­шать лишь те действия, которые соответствуют целям его дея­тельности, предусмотренным в учредительных документах.

Учреждения могут создаваться, в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», для достижения социальных, благотворительных, культурных, обра­зовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов;, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Учреждение является юридическим лицом, а следовательно, обладает всеми признаками юридического лица, то есть:

- Организационное единство.

- Самостоятельное выступление в гражданском обороте от собственного имени.

- Имущественная обособленность.

В отличие от всех иных некоммерческих организаций, учре­ждение не является собственником своего имущества, а обладает лишь достаточно ограниченным правом оперативного управления своим имуществом.

Право оперативного управления возникает у учреждения с момента передачи имущества (ст. 299 ГК Российской Фе­дерации).

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество (п. 2 ст. 300 ГК РФ). Право оперативного управления характеризуется тем, что: 1. Учреждение осуществляет права владения, пользования и рас­поряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установ­ленных федеральным законом, в соответствии с целями своей дея­тельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Собственник имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее неиспользуемое или используемое не по назначению имущест­во и распорядится им по своему усмотрению.

Также как и любая некоммерческая организация учреждение может быть образовано в результате его учреждения и в результа­те реорганизации существующей некоммерческой организации.

Вместе с тем, создание учреждений имеет свои особенно­сти, выражающиеся в том, что в соответствии со ст. 120 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» учреждение создается собственником.

В соответствии со ст. 212 ГК РФ субъектами права собствен­ности признаются граждане, юридические лица. Российская Фе­дерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные об­разования.

Гражданин вправе принимать решение об образовании учре­ждения по достижению им восемнадцатилетнего возраста.

Решение об учреждении учреждения должно быть принято от имени юридического лица органом, уполномоченным на то его учредительными документами (ст. 53 ГК РФ).

Так, в соответствии со ст. 65 Федерального закона «Об ак­ционерных обществах» такое решение от имени акционерного общества может быть принято Советом директоров (Наблюда­тельным советом).

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Фе­дерации решение принимают соответствующие уполномочен­ные государственные органы, от имени муниципальных образований — органы местного самоуправления.

С учетом того, что субсидиарную ответственность за деятель­ность учреждения несет собственник, следует признать, что право создания учреждения другим финансируемым собственником учреждением должно быть предусмотрено в учредительных до­кументах учреждения, или же на создание учреждения должно быть получено согласие собственника.

Другой вопрос, который тесно связан с образованием учреж­дения — это вопрос о количестве учредителей.

По общему правилу, предусмотренному ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях», количество учреди­телей некоммерческой организации не ограничено, а также пре­дусмотрена возможность создания некоммерческой организа­ции одним лицом.

Исходя из буквального толкования норм ст. 120 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организация» речь идет о возможности создания учреждения только одним лицом. Под­тверждение данного вывода содержится также в ст. 14 Феде­рального закона «О некоммерческих организациях», упоминаю­щей в качестве одного из учредительных документов учрежде­ния решение собственника.

 

Реорганизация учреждений имеет также свои особенности.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона «О неком­мерческих организациях» учреждение может быть преобразова­но в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяй­ственное общество.

Решение о преобразовании принимается собственником, то­гда как решение о реорганизации в иных формах может быть принято как собственником, так и иным органом, в полномо­чие которого решение данного вопроса отнесено уставом.

Следует учитывать, что и фонд, и автономная некоммерче­ская организация, и хозяйственное общество являются собст­венниками своего имущества, а, следовательно, при принятии решения о преобразовании собственник должен принять реше­ние об изменении правового режима имущества.

В связи с этим, Федеральный закон «О некоммерческих ор­ганизациях» определяет, что преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организа­ции иных форм или хозяйственное общество допускается в слу­чаях и в порядке, которые установлены федеральным законом (ст. 17 Закона).

return false">ссылка скрыта

В первую очередь, здесь следует руководствоваться Государ­ственной программой приватизации государственных и муни­ципальных предприятий в Российской Федерации, утвержден­ной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. № 2284.

 

 

4.Особенности ликвидации учреждений

Особенности ликвидации учреждений заключаются в сле­дующем.

Решение о ликвидации принимается учредителем учрежде­ния или органом, уполномоченным учредительными докумен­тами учреждения (ст. 61 ГК РФ).

Так, Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» предусмотрено ис­пользование имущества, оставшегося после удовлетворения; тре­бований: кредиторов благотворительного учреждения: на благотворительные цели (п. 3 ст. 11).

В соответствие со ст. 32 Федерального закона «О Музейном Фонде Российской Федерации и; музеях в Российской Федера­ции» при ликвидации государственных музеев музейные пред­меты и музейные коллекции, закрепленные за этими музеями, закрепляются за иными государственными музеями на основа­нии решения государственного органа, на который возложено государственное регулирование в области культуры.

Статья 14 Федерального закона «О некоммерческих органи­зациях» предусматривает в качестве учредительных документов учреждения решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником.

В соответствии со ст. 52 ГК РФ юридическое лицо может действовать либо на основании устава и учредительного дого­вора, либо только устава, либо только учредительного договора.

Такой учредительный документ, как решение собственника, ГК РФ не предусмотрен.

Таким образом, следует признать, что единственным учре­дительным документом для учреждения является устав.

Кроме того, в случаях предусмотренных федеральным зако­ном учреждение может действовать на основании общего поло­жения об организациях данного вида.

Вместе с тем, действующее законодательство исходит из того, что общего положения недостаточно для деятельности учреж­дения, в связи с чем помимо типового положения каждое учре­ждение должно иметь также и свой устав.

 

«Федеральный закон «О некоммерческих, организациях», характеризуя систему управления некоммерческих организаций, ни словом не упоминает учреждение.

Если в отношении: фондов Закон указывает, что порядок управ­ления ими определяется уставом, а порядок управления обще­ственными и религиозными организациями — соответствующи­ми законами, то в отношении учреждений Закон не только не определяет систему органов управления учреждении, но и не дает отсылку ни к уставу, ни к специальному закону.

В связи с этим следует признать, что управление учреждением, если иное не предусмотрено специальными законами, осуществляет непосредственно учредитель.

Полномочия собствен­ника по управлению учреждением должны в полной мере быть отражены в уставе учреждения.

Вариантов управления учреждением может быть несколько.

- Собственник (учредитель) непосредственно осуществляет управление учреждением.

При этом собственник одновременно осуществляет функции как высшего, так и исполнительного органа.

- Собственник (учредитель) является высшим органом управ­ления учреждением, а исполнительный орган назначается соб­ственником.

При таком способе управления учреждением возникает вопрос, насколько применимы положения п. 3 ст. 29 Федерального за­кона «О некоммерческих организациях» в части исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации для собственника учреждения.

Представляется, что это тот минимум полномочий, которые собственник может оставить за собой. Собственник может ука­зать в уставе и иные вопросы, которые он считает необходимым отнести к своей исключительной компетенции.

Что же касается исполнительного органа, то он может быть как единоличным, так и коллегиальным, а также «единоличным и коллегиальным .

- Собственник формирует высший и исполнительные органы управления учреждением, не принимая непосредственно уча­стие в управлении и сохраняет при этом вещные права на имущество учреждения.

Классификация учреждений может быть произведена по различным критериям, в частности:

1. В зависимости от организационно-правовой формы необходимо различать общественное учреждение как организационно-
правовую форму общественного объединения, предусмотренную
Федеральным законом «Об общественных объединениях» и учреждение как отдельную форму некоммерческой организации.

2. По видам учреждений в пределах одной организационно-
правовой формы.

Так, в пределах одной организационно-правовой формы учреждения могут подразделяться:

В зависимости от собственника учреждения на государственные, муниципальные и частные учреждения.

В зависимости от целей деятельности различаются:

-государственные органы и органы местного самоуправления;

-благотворительные учреждения;

-образовательные учреждения;

— учреждения культуры (которые, в свою очередь, в зависи­мости от вида осуществляемой деятельности могут подразделяться и а музеи, библиотеки, театры и т. п.);

- медицинские учреждения;

- научные учреждения;

- социальные учреждения;

Этот перечень не является исчерпывающим.

 

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об общест­венных объединениях»' общественное учреждение определяется как не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающим ин­тересам участников и соответствующих уставным целям указан­ного объединения.

Можно отметить несколько отличий общественного учреж­дения от учреждения как отдельной организационно-правовой формы:

Сфера деятельности общественного учреждения ограниче­на только оказанием услуг.

Учредителями такого учреждения являются физические лица (в количестве не менее трех) и юридические лица — другие об­щественные объединения (ст. ст. 6, 18 вышеназванного Закона).

Как и всякое общественное объединение общественное уч­реждение вправе не регистрироваться в органах юстиции, в свя­зи с чем, оно не приобретает прав юридического лица.

Общественное учреждение может быть преобразовано толь­ко в иную организационно-правовую форму общественного объ­единения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осу­ществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). При этом следует признать возможность учредителя осуществ­лять управление непосредственно.

Вызывает вопрос возможность формирования таких орга­нов управления учреждением, как, например, собрание учреди­телей.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» раз­личает понятия учредитель и участник в отношении обществен­ных объединений.

Так, учредителями общественного учреждения являются фи­зические лица и юридические лица — общественные объедине­ния, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, при­нявшее решение о создании учреждения.

Участников общественного учреждения указанный закон опре­деляет как физических и юридических лиц — общественные объ­единения, выразивших поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его дея­тельности без обязательного оформления условий своего участия.

Таким образом, этим лицам, а также потребителям услуг уч­реждения законодатель предоставил право создания совещатель­ного органа при учредителе (учредителях), если такая возмож­ность будет предусмотрена в уставе общественного учреждения. Между тем, не раскрыт механизм работы этого органа, а также механизм его формирования (следует учитывать, что участие обычно не фиксируется).

Устав общественного учреждения должен предусматривать (в соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях»):

1. Название, цели общественного учреждения.

2. Структуру общественного учреждения, органы учреждения,
территорию, в пределах которой данное учреждение осуществляет свою деятельность.

3. Компетенцию и порядок формирования органов учрежде­ния, сроки их полномочий, место нахождения постоянно дей­ствующего руководящего органа.

4.Порядок внесения изменений и дополнений в устав обще­ственного учреждения-

5.Источники формирования денежных средств и иного иму­щества общественного учреждения, права общественного учре­ждения по управлению имуществом.

6. Порядок реорганизации и (или) ликвидации обществен­ного учреждения.

Отдельные виды учреждений

В зависимости от целей деятельности учреждения подразде­ляются на различные виды. Правовое положение учреждений различных видов определяется специальными законами.

-Органы государственной власти и местного самоуправления

-Благотворительные учреждения

-Музеи

-Библиотеки

-Образовательные учреждения

 

 

План:

1. Характеристика некоммерческого партнерства как организационно-правовой формы юридического лица

2. Учредительные документы некоммерческого партнерства

2.1 Членство в некоммерческом партнерстве. Права и обязанности членов

2.2 Управление некоммерческим партнерством

2.3 Реорганизация и ликвидация некоммерческого партнерства