Лекция № 3. Некоммерческое партнерство.
Учреждение как организационно-правовая форма общественного объединения
Классификация учреждений
Управление учреждением
Учредительные документы учреждения
Реорганизация учреждений
Особенности создания учреждений
Лекция № 2 Учреждение как форма некоммерческой организации
- Понятие учреждения, его правовое положение
- Особенности создания учреждений
- Реорганизация учреждений
- Особенности ликвидации учреждений
- Учредительные документы учреждения
- Управление учреждением
- Классификация учреждений. Отдельные виды учреждений
- Учреждение как организационно-правовая форма общественного объединения
- Понятие учреждения, его правовое положение
Легальное определение учреждения содержится в ст. 120 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях». В соответствии с этими нормами учреждение определяется как некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.
В настоящее время это наиболее часто встречающаяся форма некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 24 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года учреждения, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету, были предусмотрены как один из видов юридических лиц.
К числу учреждений относятся органы государственной власти, органы местного самоуправления, образовательные учреждения, учреждения культуры (музеи, библиотеки, театры и т. п.), учреждения социальной защиты, медицинские учреждения и т. д.
Как и всякая некоммерческая организация, учреждение обладает специальной правоспособностью, то есть вправе совершать лишь те действия, которые соответствуют целям его деятельности, предусмотренным в учредительных документах.
Учреждения могут создаваться, в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов;, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Учреждение является юридическим лицом, а следовательно, обладает всеми признаками юридического лица, то есть:
- Организационное единство.
- Самостоятельное выступление в гражданском обороте от собственного имени.
- Имущественная обособленность.
В отличие от всех иных некоммерческих организаций, учреждение не является собственником своего имущества, а обладает лишь достаточно ограниченным правом оперативного управления своим имуществом.
Право оперативного управления возникает у учреждения с момента передачи имущества (ст. 299 ГК Российской Федерации).
При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество (п. 2 ст. 300 ГК РФ). Право оперативного управления характеризуется тем, что: 1. Учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных федеральным законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
Собственник имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, вправе изъять излишнее неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядится им по своему усмотрению.
Также как и любая некоммерческая организация учреждение может быть образовано в результате его учреждения и в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.
Вместе с тем, создание учреждений имеет свои особенности, выражающиеся в том, что в соответствии со ст. 120 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» учреждение создается собственником.
В соответствии со ст. 212 ГК РФ субъектами права собственности признаются граждане, юридические лица. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Гражданин вправе принимать решение об образовании учреждения по достижению им восемнадцатилетнего возраста.
Решение об учреждении учреждения должно быть принято от имени юридического лица органом, уполномоченным на то его учредительными документами (ст. 53 ГК РФ).
Так, в соответствии со ст. 65 Федерального закона «Об акционерных обществах» такое решение от имени акционерного общества может быть принято Советом директоров (Наблюдательным советом).
От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации решение принимают соответствующие уполномоченные государственные органы, от имени муниципальных образований — органы местного самоуправления.
С учетом того, что субсидиарную ответственность за деятельность учреждения несет собственник, следует признать, что право создания учреждения другим финансируемым собственником учреждением должно быть предусмотрено в учредительных документах учреждения, или же на создание учреждения должно быть получено согласие собственника.
Другой вопрос, который тесно связан с образованием учреждения — это вопрос о количестве учредителей.
По общему правилу, предусмотренному ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях», количество учредителей некоммерческой организации не ограничено, а также предусмотрена возможность создания некоммерческой организации одним лицом.
Исходя из буквального толкования норм ст. 120 ГК РФ и ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организация» речь идет о возможности создания учреждения только одним лицом. Подтверждение данного вывода содержится также в ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», упоминающей в качестве одного из учредительных документов учреждения решение собственника.
Реорганизация учреждений имеет также свои особенности.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях» учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество.
Решение о преобразовании принимается собственником, тогда как решение о реорганизации в иных формах может быть принято как собственником, так и иным органом, в полномочие которого решение данного вопроса отнесено уставом.
Следует учитывать, что и фонд, и автономная некоммерческая организация, и хозяйственное общество являются собственниками своего имущества, а, следовательно, при принятии решения о преобразовании собственник должен принять решение об изменении правового режима имущества.
В связи с этим, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» определяет, что преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом (ст. 17 Закона).
return false">ссылка скрытаВ первую очередь, здесь следует руководствоваться Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. № 2284.
4.Особенности ликвидации учреждений
Особенности ликвидации учреждений заключаются в следующем.
Решение о ликвидации принимается учредителем учреждения или органом, уполномоченным учредительными документами учреждения (ст. 61 ГК РФ).
Так, Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» предусмотрено использование имущества, оставшегося после удовлетворения; требований: кредиторов благотворительного учреждения: на благотворительные цели (п. 3 ст. 11).
В соответствие со ст. 32 Федерального закона «О Музейном Фонде Российской Федерации и; музеях в Российской Федерации» при ликвидации государственных музеев музейные предметы и музейные коллекции, закрепленные за этими музеями, закрепляются за иными государственными музеями на основании решения государственного органа, на который возложено государственное регулирование в области культуры.
Статья 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусматривает в качестве учредительных документов учреждения решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником.
В соответствии со ст. 52 ГК РФ юридическое лицо может действовать либо на основании устава и учредительного договора, либо только устава, либо только учредительного договора.
Такой учредительный документ, как решение собственника, ГК РФ не предусмотрен.
Таким образом, следует признать, что единственным учредительным документом для учреждения является устав.
Кроме того, в случаях предусмотренных федеральным законом учреждение может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Вместе с тем, действующее законодательство исходит из того, что общего положения недостаточно для деятельности учреждения, в связи с чем помимо типового положения каждое учреждение должно иметь также и свой устав.
«Федеральный закон «О некоммерческих, организациях», характеризуя систему управления некоммерческих организаций, ни словом не упоминает учреждение.
Если в отношении: фондов Закон указывает, что порядок управления ими определяется уставом, а порядок управления общественными и религиозными организациями — соответствующими законами, то в отношении учреждений Закон не только не определяет систему органов управления учреждении, но и не дает отсылку ни к уставу, ни к специальному закону.
В связи с этим следует признать, что управление учреждением, если иное не предусмотрено специальными законами, осуществляет непосредственно учредитель.
Полномочия собственника по управлению учреждением должны в полной мере быть отражены в уставе учреждения.
Вариантов управления учреждением может быть несколько.
- Собственник (учредитель) непосредственно осуществляет управление учреждением.
При этом собственник одновременно осуществляет функции как высшего, так и исполнительного органа.
- Собственник (учредитель) является высшим органом управления учреждением, а исполнительный орган назначается собственником.
При таком способе управления учреждением возникает вопрос, насколько применимы положения п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в части исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации для собственника учреждения.
Представляется, что это тот минимум полномочий, которые собственник может оставить за собой. Собственник может указать в уставе и иные вопросы, которые он считает необходимым отнести к своей исключительной компетенции.
Что же касается исполнительного органа, то он может быть как единоличным, так и коллегиальным, а также «единоличным и коллегиальным .
- Собственник формирует высший и исполнительные органы управления учреждением, не принимая непосредственно участие в управлении и сохраняет при этом вещные права на имущество учреждения.
Классификация учреждений может быть произведена по различным критериям, в частности:
1. В зависимости от организационно-правовой формы необходимо различать общественное учреждение как организационно-
правовую форму общественного объединения, предусмотренную
Федеральным законом «Об общественных объединениях» и учреждение как отдельную форму некоммерческой организации.
2. По видам учреждений в пределах одной организационно-
правовой формы.
Так, в пределах одной организационно-правовой формы учреждения могут подразделяться:
В зависимости от собственника учреждения на государственные, муниципальные и частные учреждения.
В зависимости от целей деятельности различаются:
-государственные органы и органы местного самоуправления;
-благотворительные учреждения;
-образовательные учреждения;
— учреждения культуры (которые, в свою очередь, в зависимости от вида осуществляемой деятельности могут подразделяться и а музеи, библиотеки, театры и т. п.);
- медицинские учреждения;
- научные учреждения;
- социальные учреждения;
Этот перечень не является исчерпывающим.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об общественных объединениях»' общественное учреждение определяется как не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающим интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.
Можно отметить несколько отличий общественного учреждения от учреждения как отдельной организационно-правовой формы:
Сфера деятельности общественного учреждения ограничена только оказанием услуг.
Учредителями такого учреждения являются физические лица (в количестве не менее трех) и юридические лица — другие общественные объединения (ст. ст. 6, 18 вышеназванного Закона).
Как и всякое общественное объединение общественное учреждение вправе не регистрироваться в органах юстиции, в связи с чем, оно не приобретает прав юридического лица.
Общественное учреждение может быть преобразовано только в иную организационно-правовую форму общественного объединения.
Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). При этом следует признать возможность учредителя осуществлять управление непосредственно.
Вызывает вопрос возможность формирования таких органов управления учреждением, как, например, собрание учредителей.
Федеральный закон «Об общественных объединениях» различает понятия учредитель и участник в отношении общественных объединений.
Так, учредителями общественного учреждения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, принявшее решение о создании учреждения.
Участников общественного учреждения указанный закон определяет как физических и юридических лиц — общественные объединения, выразивших поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.
Таким образом, этим лицам, а также потребителям услуг учреждения законодатель предоставил право создания совещательного органа при учредителе (учредителях), если такая возможность будет предусмотрена в уставе общественного учреждения. Между тем, не раскрыт механизм работы этого органа, а также механизм его формирования (следует учитывать, что участие обычно не фиксируется).
Устав общественного учреждения должен предусматривать (в соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях»):
1. Название, цели общественного учреждения.
2. Структуру общественного учреждения, органы учреждения,
территорию, в пределах которой данное учреждение осуществляет свою деятельность.
3. Компетенцию и порядок формирования органов учреждения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа.
4.Порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного учреждения-
5.Источники формирования денежных средств и иного имущества общественного учреждения, права общественного учреждения по управлению имуществом.
6. Порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного учреждения.
Отдельные виды учреждений
В зависимости от целей деятельности учреждения подразделяются на различные виды. Правовое положение учреждений различных видов определяется специальными законами.
-Органы государственной власти и местного самоуправления
-Благотворительные учреждения
-Музеи
-Библиотеки
-Образовательные учреждения
План:
1. Характеристика некоммерческого партнерства как организационно-правовой формы юридического лица
2. Учредительные документы некоммерческого партнерства
2.1 Членство в некоммерческом партнерстве. Права и обязанности членов
2.2 Управление некоммерческим партнерством
2.3 Реорганизация и ликвидация некоммерческого партнерства