Внесение изменений в учредительные документы некоммерческой организации
Государственная регистрация некоммерческих организаций
ГК РФ связывает момент возникновения правоспособности у юридического лица с моментом его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Государственная регистрация некоммерческой организации, как и любого юридического лица, представляет собой акт компетентного государственного органа, имеющий своим результатом создание юридического лица.
Вместе с тем, в отличие от коммерческих организаций, порядок государственной регистрации которых предусмотрен СТ. ст. 34, 35 Закока РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», для некоммерческих организаций не существует единого акта, регулирующего порядок регистрации некоммерческих организаций.
Уведомительный (заявительный) порядок характеризуется тем, что для создания юридического лица достаточно волеизъявления учредителей, выражения ими намерения участвовать в качестве юридического лица и представления в установленные законом сроки документов, предусмотренных законом, компетентному органу. Именно в таком порядке создаются в настоящее время профессиональные союзы, их объединения и первичные профсоюзные организации.
Ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривает уведомительную регистрацию профсоюзов, первичной профсоюзной организации, объединения (ассоциации) профсоюзов в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальных органах. Отказ в регистрации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации не допускается.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, принимаемого единогласно или квалифицированным большинством голосов.
Закон требует указания порядка внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации в самих учредительных документах.
5. Реорганизация некоммерческих: организаций
Реорганизация юридического лица авторами Комментария к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации' определяется как прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей. При этом деятельность подвергшегося реорганизации юридического лица продолжают другие лица.
Однако данное определение не может считаться универсальным, так как не всякая форма реорганизации влечет прекращение деятельности юридического лица (например, реорганизация в форме выделения). Между тем, здесь подмечена сущность реорганизации — переход прав и обязанностей реорганизованного юридического лица к другому юридическому лицу.
Все вышеуказанные свойства процесса реорганизации юридических лиц присущи также реорганизации некоммерческих организаций.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «О некоммерческих организациях» реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не содержит порядка реорганизации некоммерческой организации, оговаривая, что этот порядок определяется ГК РФ и другими федеральными законами.
По общему правилу решение о реорганизации некоммерческой организации принимается органом управления некоммерческой организации или ее учредителями (ст. 57 ГК РФ).
В соответствии со ст. 53 ПС РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Это положение особенно ярко проявляется для некоммерческих организаций, в отношении большинства из которых учредители не имеют никаких имущественных прав, а также у учредителей таких организаций отсутствует обязанность участвовать в управлении некоммерческой организацией.
Между тем, передаточный акт и разделительный баланс не являются чисто бухгалтерскими документами, так как ни один бухгалтерский документ не должен содержать положений о правопреемстве.
При этом кредиторы имеют право потребовать прекращения досрочного исполнения обязательства, должником по которому является реорганизуемая некоммерческая организация, и возмещения убытков.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях»:
Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию.
Учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество.
Автономная некоммерческая организация преобразовывается в общественную или религиозную организацию (объединение) либо фонд.
Ассоциация или союз вправе преобразовываться в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество или товарищество.
Между тем, Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не раскрывает, в какую организационно-правовую форму могут быть преобразованы фонд и общественная или религиозная организация (объединение).
Возникает вопрос, может ли быть преобразован фонд или общественная или религиозная организация (объединение) в какую-либо иную некоммерческую организацию или же перечень возможных преобразований, содержащихся в ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организациях» является исчерпывающим.
6. Ликвидация некоммерческих организаций.Статья 61 ГК РФ определяет ликвидацию как прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке Правопреемства к другим юридическим лицам.
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ некоммерческая организация, как и любое юридическое лицо, может быть ликвидирована:
— по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
— по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или трупы ми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением).
Между тем, порядок ликвидация некоммерческих организаций некоторых организационно-правовых форм имеет свои особенности, которые будут рассмотрены при характеристике этих некоммерческих организаций.
Представляется, что весь процесс ликвидации может быть разделен на несколько стадий:
1. Собственно решение о ликвидации некоммерческой организации.
Это решение может быть принято учредителями или органом, уполномоченным на то учредительными документами некоммерческой организации, либо судом.
В соответствии с п. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица, в том числе и некоммерческой организации, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Конкретизацию данное положение находит в специальных законах, определяющих правовое положение некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм.
return false">ссылка скрыта2. Сообщение регистрирующему органу о нахождении некоммерческой организации в процессе ликвидации.
Целью настоящего сообщения является внесение регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении некоммерческой организации в процессе ликвидации. Учитывая, что реестр юридических лиц является общедоступным, то любое заинтересованное лицо вправе получить информацию о нахождении некоммерческой организации в процессе ликвидации.
3.Составление промежуточного ликвидационного баланса.
Ликвидационная комиссия не ограничивается только публикацией объявления о ликвидации, но и принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме всех кредиторов о ликвидации некоммерческой организации.
По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.
Пункт 3 ст. 63 ГК РФ и п. 3 ст. 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусматривают, что про межуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
4.Завершение ликвидации некоммерческой организации.
В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ и ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация — прекратившей существование после внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно ст. 22 Федерального закона «О некоммерческих организациях» запись о прекращении деятельности некоммерческой организации вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, при предоставлении следующих документов:
-заявления о внесении записи о ликвидации (в случае добровольной ликвидации) подписанного лицом, уполномоченным. Некоммерческой организацией;
-решения о внесении записи о ликвидации (в случае добровольной ликвидации) подписанного лицом, уполномоченным. Некоммерческой организацией;
-решения соответствующего органа о ликвидации;
-устава некоммерческой организации и свидетельства о ее государственной регистрации;
-ликвидационного баланса;
-документа об уничтожении печати некоммерческой организации.
Между тем, представляется, что данный перечень явно недостаточен для внесения записи о ликвидации некоммерческой организации и должен быть дополнен как минимум документами, подтверждающими передачу имущества, оставшегося после удовлетворения всех требований кредиторов, на цели, определенные учредительными документами, документом, а также документами о передаче дел по личному составу на государственное хранение.
Таким образом, возникает вопрос: с момента внесения записи каким органом некоммерческая организация считается ликвидированной?