Акцентуации характера
Физиологическая основа темперамента
Современное представление о темпераменте
III. Социально-психологические свойства личности
К социально-психологическим свойствам личности М.И. Бобнева относит вторичные свойства (по отношению к общепсихологическим).
1-я группа свойств, которые обеспечивают развитие и использование личностно социальных способностей: социальной перцепции; воображения; интеллекта;
2-я группа – свойства формирующиеся в процессе взаимодействия членов группы в результате ее социального влияния (конформность, доверие и другие свойства, обеспечивающие принятие личностью общих для членов группы ценностных ориентаций и установок);
3-я группа – более общие свойства, связанные с социальным поведением и позицией личности (соц. Активность, ответственность, готовность помоч другому, склонность к сотрудничеству;
4-ю группу составляют социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (предрасположенность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к «догматическому» или «открытому» отношению к проблемам.
Принципиально иной подход к рассмотрению психологии личности был предложен А.Н. Леонтьевым. Личность он рассматривал в неразрывной связи с деятельностью. Принцип деятельности здесь задается для того, чтобы задать всю схему исследования личности.
Главная идея Леонтьева: «Личность человека ни в коем смысле не является предшествующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается». Поэтому ключ к научному пониманию личности – это исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности. Личность выступает в таком контексте, с одной стороны, как условие деятельности, а с другой – как ее продукт.
Основанием для выявления структуры личности с позиций такого подхода должна быть иерархия ее деятельностей, а за ней иерархия ее мотивов, а также иерархия соответствующих им потребностей (Асмолов).
Структуру личности с позиций такого подхода представляет структура характеристик личности производных от характеристик деятельности.
4. Определение понятия “характер”
В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий.Все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту – общественному индивиду, личности.
Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психологическое генетически обусловлено и сформировано.
Выделяют 4 уровня (Ананьев Б.Г.) человеческой организации:
индивид – субъект деятельности –личность–индивидуальность.
В понятии индивидвыражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек – индивид. Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т.е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т.д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного.
Первичными свойствами индивида являются возрастно-половые и индивидуально-типологические (конституция, свойства нервной системы и т.п.), вторичными - динамика психофизиологических функций (эмоциональность, темп психических реакций) и структура физиологических потребностей. Т.о., принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид.
Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.
Личность – есть объект и субъект исторического развития. В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе социализации и воспитания.
Начало личности – ранняя социализация индивида (2 - 3 года). С первых дней своего существования ребенок окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия.
Базовые свойства личности - это сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт. К ним Ананьев Б.Г. относит темперамент, способности и характер человека. Именно через них раскрываются динамические характеристики психики и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности).
Процесс накопления и воспроизведения индивидом социального опыта называется социализацией.
Под влиянием социальной среды и воспитания у индивида развивается сознание – он становится субъектом деятельности, т.е. познающим и действующим человеком. На основе миросознания развивается самосознание (сначала человек осознает мир, а потом уже – себя в нем). В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.