Акцентуации характера

Физиологическая основа темперамента

Современное представление о темпераменте

III. Социально-психологические свойства личности

 

К социально-психологическим свойствам личности М.И. Бобнева относит вторичные свойства (по отношению к общепсихологическим).

1-я группа свойств, которые обеспечивают развитие и использование личностно социальных способностей: социальной перцепции; воображения; интеллекта;

2-я группа – свойства формирующиеся в процессе взаимодействия членов группы в результате ее социального влияния (конформность, доверие и другие свойства, обеспечивающие принятие личностью общих для членов группы ценностных ориентаций и установок);

3-я группа – более общие свойства, связанные с социальным поведением и позицией личности (соц. Активность, ответственность, готовность помоч другому, склонность к сотрудничеству;

4-ю группу составляют социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (предрасположенность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к «догматическому» или «открытому» отношению к проблемам.

Принципиально иной подход к рассмотрению психологии личности был предложен А.Н. Леонтьевым. Личность он рассматривал в неразрывной связи с деятельностью. Принцип деятельности здесь задается для того, чтобы задать всю схему исследования личности.

Главная идея Леонтьева: «Личность человека ни в коем смысле не является предшествующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается». Поэтому ключ к научному пониманию личности – это исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности. Личность выступает в таком контексте, с одной стороны, как условие деятельности, а с другой – как ее продукт.

Основанием для выявления структуры личности с позиций такого подхода должна быть иерархия ее деятельностей, а за ней иерархия ее мотивов, а также иерархия соответствующих им потребностей (Асмолов).

Структуру личности с позиций такого подхода представляет структура характеристик личности производных от характеристик деятельности.

 

4. Определение понятия “характер”

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий.Все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту – общественному индивиду, личности.

Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психологическое генетически обусловлено и сформировано.

Выделяют 4 уровня (Ананьев Б.Г.) человеческой организации:

индивид субъект деятельностиличностьиндивидуальность.

В понятии индивидвыражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек – индивид. Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т.е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т.д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного.

Первичными свойствами индивида являются возрастно-половые и индивидуально-типологические (конституция, свойства нервной системы и т.п.), вторичными - динамика психофизиологических функций (эмоциональность, темп психических реакций) и структура физиологических потребностей. Т.о., принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид.

Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Личность – есть объект и субъект исторического развития. В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе социализации и воспитания.

Начало личности – ранняя социализация индивида (2 - 3 года). С первых дней своего существования ребенок окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия.

Базовые свойства личности - это сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт. К ним Ананьев Б.Г. относит темперамент, способности и характер человека. Именно через них раскрываются динамические характеристики психики и формируется определенный стиль поведения и деятельности личности).

Процесс накопления и воспроизведения индивидом социального опыта называется социализацией.

Под влиянием социальной среды и воспитания у индивида развивается сознание – он становится субъектом деятельности, т.е. познающим и действующим человеком. На основе миросознания развивается самосознание (сначала человек осознает мир, а потом уже – себя в нем). В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.