Личность как субъект общения
Социально-психологические способности личности
а) А.А. Бодалев к ним относит «способность к эмоциональному отклику»,
б) В.В. Лабунская – перцептивные способности,
в)Г. Олпорт – «общая способность к оценке другого»,
г)В.А. Семиченко, Б.Д. Парыгин, А.С. Руденский – «способность к рефлексии, эмпатии, социальный интеллект», «компетентность в общении и другое».
Социально-психологические качества личности формируются в общении и совместной деятельности (там же они и проявляются). Социальные качества проявляются в субъект-субъектном общении, называются коммуникативными.
Свойства субъективности (духовный мир человека, осознание собственного «Я», умение говорить и использовать знаковые системы для общения, вступать в общение) представляют собой человеческую сущность первого порядка.
Качества человеческой субъективности являются основой для развития личности (более высокий уровень) – сущности второго порядка, и третьего порядка – его индивидуальность.
Личность как субъект общения в социальной психологии определяется неоднозначно (см. у Г.М. Андреевой и у Б.Д. Парыгина).
К.В. Вербова и Г.В. Пар определяют социально-психологические свойства личности как субъекта общения. Они выделяют в структуре личности следующие способности:
1) Способность понимать внутренний мир другого человека – рефлексию;
2) Способность отождествлять себя с другим человеком – идентификацию;
3) Способность сопереживать другому человеку – эмпатию;
4) Способность к инициативному и гибкому воздействию на партнера в общении – динамизм;
5) Способность владеть собой – эмоциональную устойчивость.
Современный подход в рассмотрении личности как субъекта общения определяется следующими характеристиками:
· Типологической (на основании которой определяются типологические свойства личности и их реализация в общении); /пр-р: Томас-Килмен, стили/
· Статусной (социально-психологический статус личности раскрывается в ее социально-психологических свойствах);
· Диспозиционной (определяющей фиксированную в социальном опыте личности предрасположенность к общению);
· Функциональной (определяющей функции личности как субъекта общения); / коммуникатор - реципиент, терапевт- клиент; болтун-мочун и др./
· Технологической (определяющей уровень коммуникативной компетенции личности, ее владение навыками социально-психологического воздействия).
На базе типологических особенностей личности формируется ее психограма как субъекта общения.
Психограма личности как субъекта общения:
- Психологические особенности (темперамент, характер);
- Психологические процессы: а) восприятие б) память в) воображение
г) мышление;
- Психологические состояния: а) усталость б) апатия в) стресс г) тревожность д) эйфория е) депрессия ж) возбуждение и) аффект и др.
- Психологические отношения: а) эмоциональные б) волевые в) интеллектуальные.
Итак, в основе социаьно-психологического понимания личности лежат «характеристика социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь» (Шорохова, 1975).