Стремление повлиять на установки человека, то есть на то, что он думает по поводу данной проблемы, как относится к ней, и состав­ляет первооснову практики паблик рилейшнз.

 

Обобщенный подход к пониманию общественного мнения как «совпадения индивидуальных мнений определенного числа людей», хотя и не вызывает особых возражений, однако оставляет несколько в стороне то важное качественное обстоятельство, что оно является об­щественным. Ведь индивидуальное восприятие реальности может репрезентовать или не репрезентовать консенсус («общность мышле­ния»), а сам он намного более полно представляет типы мнений, фор­мирующихся в результате общения между собой людей, объединен­ных «чувством общности». Поэтому общественное мнение — явле­ние гораздо более объемное, чем простая сумма точек зрения, выска­занных определенной совокупностью индивидов.

Не совсем удачным является и отношение к общественному мне­нию только как к состоянию суждений, характерных для определен­ной совокупности индивидов. Ведь общественное мнение — не ста­тический, а динамический процесс высказывания, уточнения и согла­сования мнений, в ходе которого совместно вырабатывается направ­ленность действий.

Общественное мнение возникает внутри группы людей, общаю­щихся друг с другом, вместе согласовывающих суть проблемы, ее ве­роятные социальные последствия и обдумывающих, какие меры не­обходимо предпринять. И хотя данный процесс, без сомнения, затра­гивает личные суждения, все же мнения индивидов о социальной проблеме по своей форме и содержанию в значительной мере зависят от коллективного (общественного) обсуждения. Поэтому коммуника­цию не случайно ставят на одну доску с мышлением, обретшим опре­деленную форму (экстернализовавшимся). Ведь коммуникация нуж­дается в «общности мышления» и наоборот.

Сущность, содержание общественного мнения

Еще одна очень важная сторона анализируемого вопроса— сущность, содержание общественного мнения. По этому поводу можно высказать следующие предположения:

· во-первых, рассматриваемый феномен есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей;

· во-вторых, критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;

· в-третьих, массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем. что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и т. д. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественно мнение;

· в-четвертых, этот феномен выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он относится к активной, т. е. овладевшей массами, части общественного сознания Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании люде; и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощнее средство общественного воздействия;

· в-пятых, общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

ВЫВОД: не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям - социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразители - классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как индивидуальное; групповое, или общее; мнение общественности, или общественное.

Управление общественным мнением в ПР-деятельности может быть эффективным при условии, что данный процесс будет организован на основе знаний об объекте управления.

Критерии включенности различных явлений в объекты общественного мнения: