Структура личности по Д.А. Леонтьеву.

 

Другую структуру личности предлагает Д.А.Леонтьев. Он выделяет 3 уровня анализа личности:

1. Экспрессивно-инструментальный уровень

2. Уровень отношений человека с миром

3. Экзистенциальный уровень или уровень ядерных структур личности

0. Уровень психофизиологических предпосылок личности.

I. Уровень психофизиологических предпосылок личности:

темперамент, задатки.

Темперамент – это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, то есть темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психологии и состояния.

Задатки – это врожденные физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей. Неспецифичны по отношению к способностям.

II. Экспрессивно-инструментный уровень: характер, роли, способности. Это типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, его внешнюю оболочку.

Характер – это такие характеристики человека, которые описывают способы его поведения в разных ситуациях. Развитая личность хорошо владеет своим характером.

Собственно проявления характера зависит от того, каким мотивом и целям служат в данном случае эти проявления.

Биологической основой характера является темперамент.

Характер выполняет роль как бы амортизатора, своеобразного буфера между личностью и средой, поэтому он во многом средой определяется (формируется в деятельности и общении).

Способности – это свойства личности, характеризующее успешность ее в той или иной деятельности и возможность выполнения этой деятельности без избыточных усилий.

Биологическая основа способностей – задатки.

Практика обучения может компенсировать не самые благоприятные задатки и способности и может привести к успеху за счет формирования индивидуального стиля деятельности, то есть такой индивидуальной организации этой деятельности, при которой бы использовались в максимальной степени сильные стороны человека и, наоборот, компенсировались его слабые стороны.

Роли. Социальные роли как элемент структуры личности задается тем, что, попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, человек сталкивается с определенными требованиями, которые неизбежно и неминуемо, предъявляются тому, кто попадает на это место, с частотой ожиданий, что в определенной ситуации он будет вести себя определенным образом.

III. Внутренний мир личности (Уровень отношений человека с миром). Включает в себя своеобразным образом преломленную и обобщенную внешнюю реальность, окрашенную тем смыслом, который она имеет для человека. Основные составляющие: смыслы, ценности, отношения.

Потребности и ценности определяют, что для человека значимо, а что нет, и почему.

Потребность – есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта.

Особенности потребностей:

1. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

2. Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех объектах, которые могут эту потребность утолить («Голодной куме только хлеб на уме», «У кого что болит, тот про то и говорит».)

3. Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности – отрицательными, а затем – в случае ее удовлетворения – положительными.

4. Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения – примитивные животные – высокоразвитые животные – человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный – грудной младенец – дошкольник – школьник – взрослый человек.

5. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.

Классификация потребностей

Существует множество классификаций потребностей. Первая классификация разделяет все потребности по происхождению на две большие группы - естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.

Вторая классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.

Духовные потребности человека – это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.

Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу.

По мере осознания и реализации любой потребности, одновременно происходит и закономерное изменение мотивации, вызванное данной потребностью.

Потребности человека являются истоками побуждения к деятельности.

Мотив — это то, что отражается в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности.

Потребность находит себя в конкретных мотивах, реализуется в них. Мотив — это ответ на вопрос: что нужно для удовлетворения потребности? Мотив принадлежит личности, которая “прикладывает” его к той или иной деятельности.

В основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однако соотношение деятельности и мотива не однозначно. Тот или иной мотив, возникший у личности, не всегда в этой деятельности исчерпывается. В процессе деятельности мотив может измениться, и, напротив, при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность. Иногда формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда — напротив — отстает — и то и другое сказывается на ее результате.

Вопрос о том, откуда берутся мотивы, как они возникают, является в психологии личности одним из центральных.

На данном этапе в психологии нет четкой и общепринятой классификации мотивов и потребностей. А. Н. Леонтьев образно отмечал, что понятие мотива превратилось для психологии в большой мешок, в котором сложены самые разнообразные вещи.

Мотивы различают

1. Мотивы различают по виду тех потребностей, которым они отвечают. Поэтому возможны, например, мотивы высшие и низшие, материальные и духовные. Мотивы можно разложить на виды по любой из существующих классификаций потребностей, в частности по “пирамиде” А. Маслоу.

2. Мотивы различают по форме отражения предмета потребности. Мотивом выступают самые разные психологические образования: нравственное понятие или представление, идеал, ценностная ориентация.

3. По степени обобщения предмета потребности мотивы могут быть широкими и узкими, по времени существования и действия — кратковременными и долговременными. Широкие мотивы выполняют смыслообразующую функцию, тогда как узкие мотивы являются реальными побудителями. Например, человек длительное время выполняет какую-то неинтересную работу. Здесь узкими и кратковременными побудителями выступают прозаические мотивы: возможность поощрения, угроза наказания, просто необходимость действовать. Но человеку нужны какие-то более долговременные и широкие мотивы: мечты, будущая жизнь, нравственные ценности.

4. Мотивы подразделяют по степени участия в них сознания. Потому мотивы могут быть осознанными и неосознанными, понимаемыми и реально действенными. Допустим, студент первокурсник знает, что учиться нужно для своего светлого будущего, для глубоких знаний. Но такой мотив вряд ли является для него реально действующим. Действительное побуждение к учению идет за счет исполнения заданий, подражания однокурсникам или значимым людям.

Личностные ценности связывают внутренний мир отдельной личности с жизнедеятельностью общества и отдельными социальными группами. Личностная ценность – идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смыслов. В отличие от потребности, личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми.

Отношения характеризуют тот конкретный смысл, который имеет для человека отдельные объекты, явления, люди и их классы. Источником отношений служит индивидуальный опыт, а высшими инстанциями, определяющими смысл для нас тех или иных людей, вещей и событий – наши потребности и ценности.

Отношения могут быть различной степени обобщенности: наряду с отношениями к конкретным людям у каждого человека существуют отношения к людям вообще, а также отдельные отношения к мужчинам, женщинам, старикам, молодежи, американцам, китайцам, блондинкам, врачам и т.д. При этом отношение к конкретному человеку может расходиться с отношением к категории людей, к которой он принадлежит. Это связано с тем, что отношение к конкретному человеку определяется почти всегда индивидуальным опытом общения с ними, а отношение к категории людей – это искусственное, всегда натянутое общение, допускающее массу исключений.

Личностный смысл — индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как "значение—для—меня". Смысл жизни. Жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком до самой смерти. На бессознательном уровне определяется смысл и направленность жизни, цементирующее ее в единое целое, складывается у человека уже к 3-5 годам.

Сейчас широко распространено чувство смысла утраты, бессмысленности жизни, прямым следствием, которого является рост самоубийств, наркомании, насилия и психических заболеваний. С психологической точки зрения главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенности реальной повседневной жизни реальным смыслом.

IV. Экзистенциальный уровень: свобода, ответственность, духовность.

Свобода подразумевает возможность преодоление всех форм и видов детерминации, внешних по отношению к человеческому глубинному экзистенциальному Я. Свобода человека – это свобода от причинных зависимостей, свобода от настоящего и прошлого, возможность черпать побудительные силы для своего поведения в воображаемом, предвидимом и планируемом будущем, которого нет у животного, но и не у каждого человека оно есть.

Свобода является специфической формой активности. Она, во-первых, является осознанной активностью, полностью управляемой самим субъектом.

Ответственность – осознание человеком своей способности выступать причиной изменений в окружающем мире и в собственной жизни, а также сознательное управление этой способностью.

Ответственность выступает как предпосылка внутренней свободы, поскольку лишь осознавая возможность активного изменения ситуации, человек может предпринять попытку такого изменения.

Духовность, как и свобода и ответственность, - это не особая структура, а определенный способ существования человека. Суть его состоит в том, что на смену иерархии узко личностных потребностей, жизненных отношении и личностных ценностей определяющей принятие решения у большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных ценностей, которые не находятся между собой в иерархических отношениях, а допускают альтернативность.

Духовность есть то, что сплавляет воедино все механизмы высшего уровня.

Контрольные вопросы для закрепления:

1. Категории человек, индивид, личность, индивидуальность.

2. Понятие личности.

3. Структурные составляющие личности в психоаналитической теории З.Фрейда.

4. Структурные составляющие личности: уровень предпосылок, экспрессивно-инструментальный уровень, уровень отношений человека с миром, экзистенциальный.

Рекомендуемая литература.

Основные источники:

1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е издание. / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. -320 с.

 

Дополнительные источники:

1. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И., Сущенко С.А. Возрастная психология. Для студентов вузов. Серия «Шпаргалки». - Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 221 с.

2. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Учебное пособие- 6 изд. Серия «Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 414 с.

3. Руденко А.М. Психология. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 560 с.

4. Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология для медицинских специальностей. Серия «Медицина». - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 634 с.

5. Самыгин С.И., Столяренко С.Д. Психология личности: учебное пособие. Издание второе. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2011. – 575 с.