Сатирико-философский роман М. Булгакова
«Мастер и Маргарита»
План
1. Особенности жанра и композиции «Мастера и Маргариты» (сочетание различных плоскостей повествования, реальности и фантастики, трагизма, сатиры и лиризма).
2. Оригинальная философская трактовка евангельского сюжета. Образы Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата в романе и их роль в идейно-художественной концепции Булгакова. Тема совести в произведении.
-19-
3. Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой литературной традиции (Гете, Гофман, Гоголь и др.). Полемика вокруг образа Воланда.
4. Образы Мастера и Маргариты в романе: проблема творчества и судьбы художника; трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью.
Список литературы
Бэлза И.Ф. Генеалогия «Мастера и Маргариты» // Контекст – 1978. – М., 1979. – С. 156–248.
Вулис А.З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». – М., 1991.
Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литературные лейтмотивы. – М., 1994. – С. 28–82.
Лесскис Г. «Мастер и Маргарита» (манера повествования, жанр, макрокомпозиция) // Известия АН СССР, серия «Литература и язык», т. 38. – 1979. – № 1.
Лесскис Г.А. Триптих М.А. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита». – М., 1999.
Палиевский П. Литература и теория. – М., 1979. – С. 263–271.
Петелин В.В. Михаил Булгаков: Жизнь. Личность. Творчество. – М., 1989. (Или: Петелин В.В. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть. – М., 2001. – Гл. 7.)
Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. – М., 1991.
Соколов Б.В. Три жизни Михаила Булгакова. – М., 1997.
Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М., 1988.
Яблоков Е.А. Мотивы прозыМихаила Булгакова. – М., 1997.
Яблоков Е. «Я – часть той силы…» (Эстетическая проблематика «Мастера и Маргариты») // Русская литература. – 1988. – № 2.
Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. – М., 1983.
Практическое занятие 8
Поэма С. Есенина «Анна Снегина»
План
1. Поэма «Анна Снегина» в контексте творчества поэта конца 1924 – начала 1925 гг.
2. Жанровое своеобразие поэмы: лирическое и эпическое начала в ней.
3. Система образов (лирический герой, крестьянство и т.д.). Значение образа Анны Снегиной в поэме.
4. Стилевые особенности произведения (художественные средства изображения).
-20-
Список литературы
В мире Есенина. – М., 1986.
Жаворонков А. Поэма С. Есенина «Анна Снегина» (к истории лирического эпоса 20-х гг.) // Сергей Есенин. Исследования, литература, выступления. – М., 1967. – С. 24–37.
Кошечкин С. «Весенней гулкой ранью…». – М., 1984.
Куняевы С.Ю. и С.С. Жизнь Есенина. Снова выплыли годы из мрака… — М., 2001. – С. 480–503.
Марченко А. Поэтический мир Есенина. – М., 1972.
Наумов Е.И. Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха. – М., 1973.
Юшин П.Ф. Сергей Есенин. – М., 1969.
Практическое занятие 9
Поэма В. Маяковского «Про это» (1923)
План
1. Краткая история создания поэмы «Про это». Место произведения в послеоктябрьском творчестве В. Маяковского. Основной конфликт в поэме.
2. Своеобразие жанра и композиции поэмы: сплав лирического и эпического начал; жанр баллады; роль вступления «Про что – про это?», двух глав и заключения «Прошение на имя…»; смысл заглавия частей.
3. Образный строй поэмы: Он и Она; Фекла Двидна и др., «двойники» лирического героя (медведь, «Человек из-за 7-ми лет», «спаситель», «близнец» из квартиры Феклы Двидны и т.д.); своеобразие стиха произведения.
Список литературы
Альфонсов В.Н. «Нам слово нужно для жизни». В поэтическом мире Маяковского. – Л., 1984.
Карабчиевский Ю. «Воскресение Маяковского». – М., 1990. – Гл. 8.
Катанян В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности. – М., 1985.
Михайлов А.А. Точка Пули в конце. Жизнь Маяковского. – М., 1993. (Или: Михайлов А.А. Жизнь Маяковского. «Я свое земное не дожл». – М., 2001. – Гл. «По личным мотивам»).
Пьяных М.Ф. «Чтоб всей вселенной шла любовь…» («Про это» Маяковского и поэзия 20-х гг.) // В мире Маяковского. Т.1. – М., 1984. – С. 259–288.
Руднева Л. Маяковский – «Про это»: Пространство поэмы // Литературное обозрение. – 1993 – № 6. – С. 100–111.
Турбин В. Маяковский: Революция – любовь – бутафория // Дружба народов. – 1993. – № 7. – С. 206–220.
-21-
Практические занятия 10–11
Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»
План
1. Творческая история романа как способ раскрытия авторского замысла. Публикация произведения и полемика вокруг него в конце 1950-х годов.
2. «Доктор Живаго» как лиро-эпический роман.
3. Система образов в романе. Живаго и Антипов-Стрельников: смысл противостояния. Философия истории Б. Пастернака и его главных героев. Пастернак и А. Толстой.
4. Женские образы в романе (мать Ю.А. Живаго, Тоня, Лара, Марина). Тема России в произведении.
5. «Стихотворения Юрия Живаго» как поэтический цикл. Их значимость в идейно-художественном целом романа.
Список литературы
Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. – Л., 1990. – С. 243–312.
Борисов В., Пастернак Е. Материалы к творческой истории романа «Доктор Живаго» // Новый мир. – 1988. – № 6.
Власов А.С. «Почва и судьба»: К проблеме соотношения «автор-герой» в творчестве Б.Л. Пастернака (Роман «Доктор Живаго») // Вестник КГУ. – 2001. – № 1. – С. 87–94.
Власов А.С. «Стихотворения Юрия Живаго». Значение поэтического цикла в общем контексте романа Б.Л. Пастернака // Литература в школе. – 2001. – № 8.
Зайцев Б.К. Этюды о Пастернаке // Октябрь. – 1990. – № 1.
Зинин С. От Мечика к Юрию Живаго. Из опыта сопоставительного анализа в выпускном классе // Литература в школе. – 1990. – № 5.
Иванова Н. Смерть и воскресение доктора Живаго // Юность. – 1988. – № 5.
Литературное обозрение. – 1990. – № 2 («Пастернаковский» номер).
Лихачев Д.С. Размышления над романом // Новый мир. – 1988. – № 1.
Обсуждаем роман… // Вопросы литературы. – 1988. – № 9.
Пастернак Б. Письма о создании романа // Литературное обозрение. – 1988. – № 5.
Пастернак Е. Борис Пастернак. Материалы к биографии. – М., 1989.
Пискунова С., Пискунов В. «Вседневное наше бессмертье…» // Литературное обозрение. – 1988. – № 8.
Попофф А. О «толстовском аршине» в романе Пастернака «Доктор Живаго» // Вопросы литературы. – 2001. – № 2.
Ростовцева И. Муза и собеседница (Природа в поэзии Пастернака и Заболоцкого) // Вопросы литературы. – 2002. – № 1.
-22-
С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Б. Пастернака: Сб. / Сост.: Л. Бахнов, Л. Воронин. – М., 1990.
Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. – М., 1994.
Практические занятия 12–13
Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон»
План
1. М. Шолохов на пути к «Тихому Дону»: «Донские рассказы», их проблематика и художественное своеобразие.
2. Творческая история романа «Тихий Дон». Полемика вокруг авторства романа.
3. Специфика «Тихого Дона» как романа-эпопеи и ее отражение в сюжете, композиции и системе образов произведения. Фольклорно-мифологические мотивы в романе.
4. Образ Григория Мелехова. Споры о трагическом герое романа в русском литературоведении.
5. Женские образы в романе (Аксинья, Наталья, Дарья и др.) и их значение в художественной ткани произведения.
Список литературы
Бекедин П. К спорам об авторстве «Тихого Дона» // Русская литература. – 1994. – № 1. – С. 81–114.
Гура В. Как создавался «Тихий Дон». – М., 1989.
Д*(И. Томашевская). Стремя «Тихого Дона». (Загадка романа). – Paris, 1974.
Колодный Л. Кто написал «Тихий Дон». Хроника одного поиска. – М., 1995.
Лавров В. Голгофа Григория Мелехова // Нева. – 1995. – № 5. – С. 194–200.
Макаров А.Г., Макарова С.Э. Вокруг «Тихого Дона»: от мифотворчества к поиску истины. – М., 2000.
Минакова А.М. Поэтический космос М.А. Шолохова. – М., 1992.
Семанов С.Н. «Тихий Дон» – литература и история. – М., 1982.
Семенова С. Философско-метафизические грани «Тихого Дона» // Вопросы литературы. – 2002. – № 1.
Тамарченко Е. Идея правды в «Тихом Доне» // Новый мир. – 1990. – № 6. – С. 237–248.
Хьетсо Г. и др. Кто написал «Тихий Дон»? – М., 1992.
-23-
Практические занятия 14–15
Рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
План
1. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» в контексте «лагерной прозы» и всего творчества писателя. Полемика вокруг произведения.
2. Своеобразие художественного мира рассказа: особенности жанра, композиции, времени и пространства.
3. Образ Ивана Денисовича в рассказе и его философская значимость. Особенности языка произведения.
Список литературы
Вайль П., Генис А. Поиски жанра: Александр Солженицын // Октябрь. – 1990. – № 6.
Вознесенская Т. Лагерный мир А. Солженицына: тема, жанр, смысл // Литературное обозрение. – 1990. – № 1.
Газизова А.А. Конфликт временного и вечного в повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Литература в школе.–1997.–№4.
Лакшин В.Я. Булгаков и Солженицын. Иван Денисович, его друзья и недруги и др. // Лакшин В.Я. Берега культуры: Сб. ст. / Сост. С.Н. Лакшина. – М., 1994.
Мурин Д.Н. Один день, один час, одна жизнь человека в рассказах А.И. Солженицына // Литература в школе. – 1990. – № 5.
Муромский В.П. Из истории литературной полемики вокруг повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Литература в школе. – 1994. – № 3.
Семенова Г.П. «Чтобы слова не утекали как вода...». О языке произведений А. Солженицына // Русская речь. – 1996. – № 3.
Темпест Р. Геометрия ада: поэтика пространства и времени в повести «Один день Ивана Денисовича» // Звезда. – 1998. – № 12.
Темпест Р. Герой как свидетель. Мифопоэтика Александра Солженицына // Звезда. – 1993. – № 10. – С.181–191.
Темпест Р. К проблеме героического мировоззрения (Солженицын и Ницше) // Звезда. – 1994. – № 6.
Ячменева Т. Лагерная проза в русской литературе (А.И. Солженицын и В. Шаламов) // Литература. Приложение к газете “Первое сентября”. – 1996. – № 32.
Практические занятия 16–17