Маковое масло

Ореховое масло

Льняное масло

Масло как связующее вещество для масляной живописи

Связующие вещества, разбавители и вспомогательные средства для живописи

Период Римского владычества

После того, как Греция подпала под власть Рима, архитектурная деятельность почти совершенно прекратилась в ней самой; но её художники, хлынувшие в вечный город, перенесли в него традиции своего отечественного искусства и много способствовали облагорожению римского зодчества, хотя и должны были приноравливаться к напыщенному вкусу народа-победителя. Вообще в последний период своей истории греческая архитектура уже сливается с историей римского искусства.

 

 

Связующее представляет собой вещество (например, льняное масло), которое удерживает частицы пигмента в виде взвеси и укрепляет их на рабочей основе. Термин «вспомогательное средство для живописи» обозначает состав, который часто используется для частичной коррекции характеристик краски при нанесении ее на поверхность основы — например, при нанесении прозрачных лессировок. Вспомогательным средством для живописи может быть простая смесь быстровы-сыхающего масла и растворителя, например, скипидара. Средство может также включать смоляной лак, с применением которого однако связаны определенные проблемы (см. ниже).

В большинстве случаев в качестве масляного связующего применяется льняное, ореховое (на основе грецкого ореха), маковое или сафлоровое масла. Как масло грецкого ореха, так и льняное масло широко использовались с начала XV века, причем льняное масло (с его великолепными высыхающими свойствами) постепенно завоевывало все большую популярность.

Это широко используемое, высыхающее масло может действовать как связующее вещество для перетирания пигментов, так и в качестве ингредиента вспомогательного средства для масляной живописи. Существует мнение, что так называемый «эффект замши» (при котором мазки, нанесенные в одном направлении, отличаются по тону от мазков, нанесенных в противоположном направлении) может быть устранен с помощью льняного масла холодного прессования. В действительности данный эффект связан не с маслом, а с содержащимися в составе краски стабилизаторами.

Другие виды льняного масла, такие, как полимеризированное масло и масла, обесцвеченные и сгущенные под воздействием солнечных лучей, применяются в качестве материала для живописи или нане-сения лессировок автономно или в комбинации с другими средствами. Они наиболее стабильны и надежны при независимом, автономном применении: их можно разбавить до необходимой «рабочей» консистенции эфирным маслом (например, скипидаром), или с целью замедления процесса высыхания лавандовым маслом. Полимеризированное масло высыхает несколько медленнее, чем масло, сгущенное или обесцвеченное действием солнечных лучей; но его рекомендуют к использованию благодаря слабой тенденции к пожелтению и способности сохранять эластичность в течение длительного времени.

Изготавливается из грецкого ореха; оно бледнее льняного масла и его рекомендуется использовать с более бледными пигментами. В XVII веке художник и писатель Генри Пичем советовал применять ореховое масло в белилах для создания в картине, например, участков воротника, льняного полотна или белья. «Перетрите все свои краски в льняном масле и во время перетирания сохраняйте белила для создания участков воротника и льняной одежды; затем используйте масло грецкого ореха, так как льняное масло со временем пожелтеет».

Это — медленно высыхающее средство, которое подходит для непосредственной техники «по сырому», но его не следует применять в многослойной живописи.