Философское определение общества. Его структура

Законов» влияния на общественное мнение.

Хадли Кентрил сформулировал 15 «законов», которые могут повлиять на общественное мнение.

1. Значит. события, затрагивающие интересы и эмоции многих людей, как правило отражаются в ОМ.

2.Необычные (шокирующие) события могут создать ситуацию маятника в общественном мнении, оно будет колебаться из крайности в крайность, до тех пор, пока не станет понятной причина происшедшего.

3.Общественное мнение, как правило, более чутко и оперативно реагирует на события, чем на слова.

4. Чтобы устные заявления в связи с важными политическими событиями повлияли на общественное мнение, они должны прозвучать своевременно, оперативно, пока отношение не сформировано и люди ждут интерпретации от авторитетного источника информации.

5. Общественное мнение не предвидит ситуаций – оно лишь реагирует на них.

6. С психологической точки зрения общественное мнение детерминировано в основном их личными (корыстными) интересами.

7. Общественное мнение может быть возбуждено каким-то словесным (информационным) воздействием, всколыхнет большие массы людей. Но если развитие событий не подтверждает их личной заинтересованности в происходящем, «волна» общественного мнения стихнет.

8. Общественное мнение трудно изменить, так как оно затрагивает личные интересы.

9. ОМ м/т опережать действия офиц. органов, если затрагивает особо насущные интересы людей.

10. Если мнение разделяет даже незначительное количество людей, событие или факт может склонить общественное мнение к его одобрению.

11. В значительной степени влияют на ОМ руководители, «боссы». Важна степень доверия к ним со стороны персонала. В критических ситуациях люди становятся придирчивыми, оценивая компетентность своего руководства. Но если доверие есть – они могут предоставить руководству полномочия выше обычных.

12. Если люди участвуют в принятии решения, даже если оно непопулярно, - сопротивление его реализации слабее.

13. Люди с большей готовностью высказываются по поводу выдвигаемых целей, чем по поводу методов их достижения.

14. ОМ всегда эмоционально окрашено. Если эмоции в формировании ОМ преобладают, то оно особо подвержено резким изменениям.

15. Чем выше уровень образованности, просвещенности населения, чем больше доступ к информации, тем более присущи общественному мнению трезвость и здравый смысл.

 

Что такое "общество"? Думается, каждому приходилось слышать выражения такого типа: "Какое приятное общество собралось", "сливки общества", "общество защиты прав потребителей", "общество любителей пива", - да мало ли еще вариантов, когда термин "общество" кажется вполне уместным! Вместе с тем, философию врядли может интересовать общество любителей пива или общество охраны прав потребителей, ибо она изучает наиболее общие понятия. Философия изучает общество в целом.

Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. социология

.

 

Общество обладает рядом признаков:

1. Общество - это совокупность индивидов. Однако не всякая совокупность людей, объединенных общим интересом, является обществом (люди, стоящие в очереди, представляют собой совокупность, но не формируют общество).

2. Для того чтобы превратиться в общество, совокупность людей должна обладать заинтересованностью друг в друге, которая дает возможность осуществлять интересы каждого и которая носит постоянный и объективный характер (у людей в очереди есть объективный интерес, но он не постоянный: купили товар - и разошлись).

3. Общество создается на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов. Таким образом, люди достигают совместно целей, которые не могут быть достигнуты одним человеком.

4. Кроме того, общество призвано разрешать противоречия между индивидуальными интересами (т.е. интересами отдельного человека) и интересами общими (т.е. интересами общества в целом).

Понятия «общество» и «государство» не тождественны. Общество возникает гораздо раньше государства.

НО, чем же отличается это определение общества от философского? Понятием целостности и системности.

 

Философия об обществе
Историческая эпоха философии Что такое общество?
Античность Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости. Человек микрокосм. Аристотель: Человек, по его мнению, есть «политическое животное», которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству». «Тот, кто не может войти и составить часть некого сообщества, кто не нуждается ни в ком и ни в чем, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он – либо зверь, либо Бог». Назначение государствасостоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым относятся только те, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Рабы к гражданам не относились. Аристотель выделял 6 форм государства: 3 правильные: аристократия, монархия и полития, и 3 – неправильные: тирания, олигархия и демократия.   Наилучшей из форм является полития, так как она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.
Средние века "Град земной", стремящийся к "граду небесному" Симфония, - подчеркивал Зеньковский, - это идеальная модель взаимоотношений церкви и государства. В действительной же социальной жизни оказались представлены различные типы отклонений от этого идеала. Так было и в императорской Византии, и в самодержавной России, где церковь часто не могла отстоять принцип свободы и демонстрировала сервилизм относительно государства. Позиция угодничества свидетельствовала о слабости и греховности церковных иерархов, доходивших даже до прямых оправданий безнравственных деяний высшей светской власти. Зеньковский пишет: <Этих грехов в истории восточного христианства (в том числе и в России) накопилось чрезвычайно много, и они доныне лежат мрачной тенью на светлом лике Православия> Теократия (от др.-греч. θεός — Бог и κράτος — управлять) — политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства (политологическое определение).  
Новое время Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо) Согласно Томасу Гоббсу, человеческая жизнь была бы «опасной, жестокой и короткой» без политической власти. Без политической власти мы жили бы в естественном состоянии, где у каждого есть неограниченные естественные свободы, включая «право на все» и, соответственно, свободу вредить всем, кто угрожает нашей собственной жизни; была бы бесконечная «война всех против всех» (Bellum omnium contra omnes). Чтобы избежать этого, свободные люди устанавливают политическое общество, то есть гражданское общество через общественный договор, в котором каждый получает выгоду от гражданских прав взамен подчинению гражданскому кодексу или политической власти. *** Локк разрабатывает тему частной собственности и труда, которые рассматривает как неотъемлемые атрибуты естественного человека. Он считает, что для естественного человека всегда было характерно владеть частной собственностью, что определялось его гоистическими наклонностями, присущими ему от природы. Без частной собственности невозможно удовлетворить главные потребности человека. Наибольшую пользу природа может дать только тогда, когда становится личным достоянием. В свою очередь собственность тесно связана с трудом. Труд и трудолюбие - главные источники создания стоимости. Переход людей от естественного состояния к государству диктуется, согласно Локку, ненадежностью прав в естественном состоянии. Но свобода и собственность должны сохраняться и в условиях государства, так как для этого оно и возникает. При этом верховная государственная власть не может быть произвольной, неограниченной. Локку принадлежит заслуга выдвижения впервые в истории политической мысли идеи разделения верховной власти на законодательную, исполнительную и федеративную, так как только в условиях их независимости друг от друга можно обеспечить права личности. Локк фактически выступает как теоретик конституционных режимов, при которых законы и исполнительная власть подчинены правосудию и естественному праву. *** Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс)
ХХ в. Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Соро-кин и др.) Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.)
Русская мысль   Бакунин: анархисты не имеют намерений навязывать народу какой-то идеал общественного устройства, но надо искать элементы своей будущей организации в самом народе.   Так как всякая государственная власть по существу своему стоит вне народа и стремится починить народ своим порядкам, то анархисты объявляют себя врагами всякой государственной власти, врагами всякого государственного устройства. А народ, организуясь снизу вверх, путем самостоятельных и совершенно свободных соединений сам создаст свою жизнь. Становление безвластия и коллективизма в общественной жизни мыслилась путем революции, но при этом Бакунин отрицал необходимость революционной диктатуры: если будет государство, то будут и управляемые, будут и рабы". "Красная бюрократия", государство неизбежно превратится в диктатуру чиновников с органами подавления. Общественная собственность станет фактически собственностью управляющей власти. С позиций народничества Бакунин отстаивал интересы крестьянства, он считал их главной силой, опорой страны и полагал, что пролетариат не должен подавлять крестьянство, а должен быть его союзником. Отвергая будущую диктатуру пролетариата, Бакунин противопоставлял ей свободное развитие разнообразных кооперативных форм хозяйства, самоуправление тружеников в различных сообществах. Отвергая в духе анархистской доктрины государственность, Бакунин в то же время во имя интересов человека утверждал, как альтернативную форму организации общества, - вольный братский союз вольных производителей, ассоциаций, кооперативов, общин и областных федераций.

 

return false">ссылка скрыта

 

Маркс: "Общество — исторически сложившаяся совокупность отношений между людьми в процессе их совме­стной деятельности.

Если суммировать эти позиции, то можно определить общество в са­мом широком смысле как систему исторически сложившихся форм совмест­ной жизнедеятельности людей. Прежде всего, это целостная система. Это единый организм, имеющий свою структуру, множество элементов и свою особую форму движения — социальное движение.

Общество не просто состоит из индивидов, а выражает сумму их связей и отношений, в которых эти индивиды находятся.

Общественные отношения - это то специфическое, что отличает социальные образования от всех дру­гих систем материального мира. Однако это не означает, что общество явля­ется только продуктом взаимодействия людей. Оно включает в себя произ­водство, социальную структуру, идеологию, мораль, право и т.д.

Общество - многообразная, многоплановая, чрезвычайно подвижная система. Оно по­стоянно находится в состоянии движения, развития, изменения. Именно по­этому так сложна социальная философия, объектом изучения которой явля­ются человек и общество, их взаимодействие, динамика развития.

 

Предметом изучения социальной философии является общество. СФ изучает развитие общества вообще. Предметом СФ выступает наиболее общие законы строения, функционирования и развития общества как целостной системы.

Общество –

1. это СФМ функциональной единицей которой является человек.

2. это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся жизнедеятельность людей.

3. это сложный коллектив людей, объединенный различными видами социальных связей, обусловленных для данного общества специфическими особенностями существования. Деятельность и труд являются важнейшими факторами организации людей.

По мысли К.Маркса, общество – это продукт взаимодействия людей, сумма тех связей и отношений в которых индивиды находятся друг к другу. Или, иными словами, оно – продукт воспроизводства людьми своей жизни.

Общество обособилось от природы и не может быть сведено к ней. В отличие от природы, где господствуют слепые, бессознательные силы, в обществе действуют одаренные сознанием и волей люди, которые ставят перед собой определенные цели и добиваются их реализации. Вместе с тем общество не может существовать, не взаимодействуя природой, не преобразуя ее объекты, не приспосабливая их к своим потребностям. Его существование связано с изменением окружающей среды.

Принципиальное отличие человеческого общества от различных биологических сообществ (прежде всего, от стада животных) состоит в осуществлении в нем труда, производства, средств жизни. Животные приспосабливаются к условиям окружающей среды, а люди приспосабливают ее объекты к своим жизненным потребностям, производя предметы и продукты, которых природа либо вообще не создает, либо создает в недостаточном для них количествах. Словом, материальное производство выступает в качестве необходимого условия жизни общества.

Маркс писал: «В производстве люди воздействуют не только природу, но и друг на друга. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство».[1]

Питирим Сорокин отмечал: «Миллион полностью изолированных людей не представляют собой социального явления или общества, поскольку они не влияют друг на друга…».[2]

 

Труд – процесс совершенствования между человеком и природой, процесс который человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует, контролирует обмен веществ между собой и природой.

Уровень активного отношения к миру зависит от уровня культуры человека. Деятельность и труд являются способом реализации и саморазвития человека.

 

Предметом изучения СФ является общество. По аналогии с общей философией принято выделять Общественное бытие и общественное сознание две стороны, материальная и духовная, жизни об-ва, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии.

Общественное бытие – материальная жизнь общества, материальное отношение людей к природе и друг другу, которые складываются в процессе производства и воспроизводства собственной и чужой жизни.

Общественное сознание – совокупность чувств, настроений взглядов, теорий, (политические, юридические, эстетические, этические) действующих в обществе, выражающих духовную жизнь общества. ОС не сводится к сумме индивидуальных сознаний.

Вопрос о взаимоотношении О. б. и о. с. является конкретизацией осн. вопроса философии в применении к об-ву. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни об-ва. В действительности же сознание есть не что иное, как отражение в духовной жизни людей их О. б. Первую формулировку этого положения, подводящего под науку об об-ве твердое научное основание, дали Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «...люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение (т. е. производственные отношения.- Ред.), изменяют вместе с этой своей действительностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание»

Именно повседневное бытие людей определяет их сознание, а в рамках всего социума общественное бытие определяет общественное сознание. Правда, признается, что происходит это лишь, в конечном счете, ибо и социальная, и политическая, и духовная жизнь обладает относительной самостоятельностью и в определенной мере (а в иные периоды истории - в решающей степени) сама оказывает серьезное воздействие на материальную сферу, помогая или, наоборот, препятствуя ее развитию.

Три закона развития ОС:

1. ОС способно обладать относительной самостоятельностью

2. ОС может опережать общественное бытие, а может и отставать

3. ОС способно активно влиять на ОБ

 

Главная цель существования общества – создание духовных и материальных благ для нормальной жизнедеятельности людей.