Гражданское общество: идея, понятие, сущность, теория и практика функционирования
Заключение
ЛЕКЦИЯ № 5
Тема (модуль) №5 | " Гражданское общество" | |
(наименование) | ||
Занятие № | Гражданское общество | |
(наименование) | ||
Время | 2 часа | |
Введение
1. Гражданское общество: идея, понятие, сущность, теория и практика функционирования.
2. Создание гражданского общества – предпосылка формирования правового государства.
В последнее время проблемы становления и развития гражданского общества стали активно изучаться учеными самых разных направлений и отраслей знаний. Важнейшее значение эта тема имеет и для будущих офицеров-пограничников. Природа и особенности государства таковы, что в процессе осуществления тех или иных функций, сущность его неизменно прорывается наружу. Во имя обеспечения демократии и свободы личности, любой государственной власти должно корреспондировать гражданское общество. Необходимость гражданского общества и его автономии по отношению к государству составляет сегодня одну из главных, «несущих» конструкций, на которых строится как теория так и практика нашей жизни. К этому вопросу было обращено внимание многих учёных и государственных деятелей. Вопрос этот объективно встает и на повестке дня развития российской государственности.
Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга одно немыслимо без другого В то же время гражданское общество первично оно являетсярешающей социально-экономической предпосылкой правового государства
Нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «гражданское общество» второе значительно уже первого и моложе на много лет. Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества государства и права.
Общество, отличное от государства, существовало всегда но не всегда оно было гражданским обществом
Гражданское общество в широком смысле и сам термин «гражданское общество» появились когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. Это произошло еще в Древней Греции и Риме. Однако тогда различия между гражданским обществом и государством не проводилось Так, Аристотель полагал, что «государство есть не что иное как совокупность граждан, гражданское общество», то есть он употреблял термины «гражданское общество» и «государство» как синонимы. И такой подход, в котором государство и общество рассматривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII в , то есть до того периода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское общество в его строгом (узком), современном понимании.
Категория "гражданское общество", отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в XVIII - XIX вв. и обстоятельно разработана в "Философии права" Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации). В "Философии права" отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Под гражданским обществом Гегель понимал современное ему буржуазное общество. "Гражданское общество, - писал он, — создано, впрочем, лишь в современном мире...".
Выводы Гегеля о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали громадным шагом в развитии общественных наук.
Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Его идеологические, экономические, политические предпосылки складывались в Западной Европе в период позднего средневековья (примерно XV - XVI вв.): в борьбе против сословно-феодального неравенства и произвола идеи гражданского общества Стали воплощаться в действительность. Исторической вехой становления гражданского общества была революция в Англии (1640-1649 п.), от которой ведется отсчет Нового времени.
Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами - главный признак и основа гражданского общества. Если политическим выражением средневекового способа производства являлась привилегия, неравное для каждого из феодальных сословий право, то выражением современного способа производства, подчеркивали Маркс и Энгельс» является «просто право, равное право».
Совпадение организационных структур общества и государства в конечном счете определялось существовавшими в тот период истории формами собственности и разделения труда. Примитивные формы разделения труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности. «Выражение "гражданское общество" возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности. - писали Маркс и Энгельс. - Благодаря высвобождению частной собственности из общности (Gemeinwesen), государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...»
Именно это обусловило теоретическую возможность раздельного исследования проблем общества и государства, возникновения и развития социологии, государствоведения, политологии и других наук, изучающих структуру и динамику общества и государства как самостоятельных явлений .
Одной из острых проблем существования и развития гражданского общества является далеко не абстрактная возможность такого вмешательства государства в общественные отношения, которое, взламывая коренные устои общества, основанного на равноправии, способно привести к возрождению сословно-образных иерархий.
Гражданское общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество - это общество,способное сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В рамках принципа социальности, то есть социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной.
Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условии, а именно - экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое достоинство.