Критерии сформировавшейся личности.
1. Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолеть собственные непосредственные побуждения ради мотивов, социально значимых, т.е. заданных обществом, воспитанных в человеке. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению (вред гиперопеки, потакания желаниям ребёнка).
2. Способность к сознательному руководству собственным поведением. От 1-го отличается именно сознательным соподчинением мотивов. Предполагается наличие самосознания как особой инстанции личности.
Человек как бы рождается дважды. Первое рождение – дошкольный возраст – установление первых иерархических отношений мотивов (эффект горькой конфеты). Второе рождение – начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению (способность к самосознанию, саморуководству, самовоспитанию). Главные функции самосознания – познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни.
Стихийные механизмы формирования личности.
1. Сдвиг мотива на цель. Важно положительное подкрепление, а не страх наказания при объяснении норм поведения. Мать, как предмет потребности – ребёнок выполняет требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив). Со временем правильное действие приобретает самостоятельную побудительную силу. Этот механизм действует на всех этапах развития личности. Каждому этапу реального расширения контактов предшествует, а затем его сопровождает ярко выраженный мотив принятия другими, признания и утверждения в соответствующей социальной группе.
2. Механизм идентификации. Передача личностного опыта через личный пример, «заражение», «подражание».
3. Принятие и освоение социальных ролей. Сходен со 2-м, но отличается большей обобщенностью. Социальная позиция. Социальная роль.
Все эти механизмы действуют совместно, тесно переплетаясь и усиливая друг друга.
Таким образом, процесс формирования личности можно представить в следующем порядке (инверсия плоскости к окружности).
1. В ходе взаимодействия с непосредственным окружением ребёнок усваивает нормы, опосредствующие его физическое существование.
2. Расширение контактов ребёнка с социальным миром приводит к формированию «социального» слоя личности.
3. Вследствие контакта с более высокими слоями человеческой культуры (идеалами и духовными ценностями) – духовный центр личности, её нравственное самосознание. При благоприятном развитии личности эта духовная инстанция встаёт над предыдущими структурами, подчиняя их себе.
Темперамент.
Темперамент – динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.
Общая активность определяется интенсивностью и объёмом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.
Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.
Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п.