Развитие самосознания.

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации.

Идентификация отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения.

 

Подражание сознательное или бессознательное воспроизве­дение индивидом модели поведения и опыта других людей (в част­ности, манер, движений, поступков и т.п.).

 

Внушение процесс неосознанного воспроизведения индиви­дом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует.

 

Социальная фасилитация стимулирующее влияние поведе­ния одних людей (наблюдателя за действиями индивида, сопер­ника) на деятельность других, в результате которого их деятель­ность протекает интенсивнее.

 

Конформность податливость влиянию группы, проявляюща­яся в изменении поведения и установок индивида в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.

 

Открытие Я. 1 г. – ощущения внутри и от внешних предметов. 2-3 г. – собственные действия с предметами «Я сам», «Это моё, это не твоё» – выделение себя из окружающего, противопоставление. Детский сад и школа – оценка своих психических качеств с помощью взрослых на уровне осознания причин своих успехов и неудач (пятёрки, двойки). Подростковый и юношеский возрасты – активное включение в общественную жизнь и трудовую деятельность – формируется система социально-нравственных самооценок – развития самосознания и образа Я.

Образ Я – относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которого он строит своё взаимодействие с другими – установка по отношению к себе. Имеет три компонента: когнитивный (представление о своих способностях, внешности, социальной значимости и т.д.); эмоционально-оценочный (самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.); поведенческо-волевой (стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение, повысить статус или остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки).

Я-образ – динамичен в зависимости от ситуации социального взаимодействия. Можно подразделить на: Я-реальное (текущее), Я-идеальное (должен стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности), Я-фантастическое (желание быть, если бы для человека было бы возможным).

Степень адекватности Я-реального и Я-идеального показывает самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей.

1) Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. 2) Всё, что в личности возникло благодаря этому и для этого предназначено. 3) Человек сверяет то, что делает, с тем, что ожидают окружающие. 4) Всё, что человек делает для себя – он делает и для других и наоборот.

Познавая другого, личность познает себя, отсюда вырабатывается собственная самооценка. Сверяясь с эталоном (другая личность референтной группы), человек доволен или недоволен собой. Высокая самооценка личностью окружающих ведёт к высокой самооценке окружающих личности.

Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Ставя по трудности разные цели, человек либо повышает, либо понижает притязания, часто чтобы избежать неудачи (несколько, чтобы добиться успеха, сколько, чтобы избежать неудачи). Чтобы повысить самоуважения необходимо повысить успех или снизить притязания:

 

САМОУВАЖЕНИЕ = УСПЕХ
ПРИТЯЗАНИЯ