Ход урока

Тема: Управление конфликтами.

План урока:

 

  1. Понятие «конфликт». Основные элементы конфликта.
  2. Классификация конфликтов.

а) в зависимости от участвующих сторон;

б) в соответствии с источником.

 

Конфликт– столкновение противоположно направленных целей, интересов, понятий, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

Основные элементы конфликта –

· объект конфликта – предмет разногласий (Упражнения домашнего задания);

· стороны конфликта – оппоненты, состоящие в состоянии конфликта (Юля и Игорь);

· участники конфликта – стороны конфликта и другие участники социального взаимодействия, явно или неявно поддерживающие оппонентов (Юля, Игорь и другие студенты группы, принимающие участие в конфликте);

· причины конфликтов – факторы, побуждающие стороны вступить в конфликтные отношения (Отказ в просьбе списать домашнее задание);

· конфликтная ситуация – описание состояния противоречий, в значительной степени обуславливающих поведение сторон в конфликте (Перед занятием возникла ссора, в которой Юля вела себя определенным образом, Игорь реагировал на это);

· образ конфликта – субъективное восприятие предмета конфликта его участниками (Юля рассказала подругам, почему она не дала списать Игорю, Игорь объяснил ситуацию в группе со своей позиции);

· конфликтогены – слова, действия (или отсутствие их), способные привести к конфликту (Игорь – «жадная и вредная Юля»);

· позиции оппонентов – точки зрения, желания или требования, заявленные оппонентами в ходе конфликта (Юля – «я весь вечер работала», Игорь – «я отдыхал и не успел»);

· инцидент – действия оппонентов, направленные на развитие ситуации в пользу одной из сторон (Юля поделилась информацией о случившейся ситуации с куратором Жанной Васильевной, считая, что она поступает правильно, и попросила ее объяснить Игорю и его сторонникам, что они не правы).

 

Способы разрешения конфликтов на предприятии (в фирме, организации) оказывают влияние не только на эффективность работы персонала. Они формируют имидж предприятия, отношение субъектов внешнего окружения к самому бизнесу. Поэтому владение техникой управления конфликтами является важной характеристикой любого специалиста (в том числе и бухгалтера), работающего в сфере торговли.

2 вопрос:

Конфликты могут быть (схема на доске):

конструктивными

· деструктивными.

Конструктивные конфликты способствуют решению возникающих проблем, развитию социальной системы и протекают на фоне сохранения хороших отношений между оппонентами.

Деструктивные конфликты разрушают социальную систему, снижают конкурентоспособность организации, препятствуя достижению ее целей.

Различают внешние и внутренние конфликты.

Внешняя среда – партнеры по бизнесу, конкуренты, покупатели.

Внутренняя среда – персонал торговой организации.

По масштабам охвата и последствиям различают общеорганизационные конфликты, в которые вовлекается весь персонал организации.

Локальные – затрагивающие отношения между двумя или несколькими работниками.

 

Конфликты классифицируются в зависимости от того, кто выступает в качестве сторон.

Различают: