Вопрос 4.

1. Отметьте, пожалуйста, причины, по которым чаще всего возникают конфликты между детьми в игровой деятельности:

 

а) «Разрушение игры» – такие действия детей, которые прерывают или затрудняют процесс игры, - например, разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.

б) «По поводу выбора общей темы игры» – в этих случаях спор возникает из-за того, в какую именно совместную игру собирались играть дети.

в) «По поводу состава участников игры» – здесь решается вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т.е. кого включить в игру, а кого исключить.

г) «Из-за ролей» – данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.

д) «Из-за игрушек» – споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.

е) «По поводу сюжета игры» – в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.

ж) «По поводу правильности игровых действий» – это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Говоря об изменении с возрастом причин возникновения конфликтов между детьми дошкольного возраста,

Д.Б.Эльконин высказал мнение о том,

что

· у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек,

· у детей среднего дошкольного возраста – из-за ролей,

· а в более старшем возрасте – из-за правил игры [23, с.117].

Интересны также исследования Я.Л.Коломинского и Б.П.Жизневского по проблеме способов воздействия детей друг на друга в ходе игрового конфликта. При рассмотрении особенностей поведения детей в ходе конфликта ими было проанализировано более 3000 актов поведения в виде соответствующих высказываний, действий и других форм воздействия на сверстников --------

!!!! По поводу способов разрешения конфликтов между детьми необходимо отметить, что с возрастом конфликт как открытая конфронтация с применением физической силы определенным образом эволюционирует и все более превращается в словесный спор, т.е. происходит определенное «окультуривание» поведения детей в процессе реализации своих желаний.

1.Вначале происходит замещение физических действий словом,

2. затем словесные способы воздействия усложняются и предстают в виде различного рода обоснований, оценок, что,

3.в свою очередь, открывает путь к обсуждению спорных вопросов и нахождению взаимоприемлемого варианта решения.

!!! Подтверждено исследованиями!