Вопрос 2.

Динамика развития конфликта

 

Первой стадией является предконфликтная (латентная) стадия. Она характеризуется возникновением объективнойпроблемной ситуации столкновения интересов разных сторон или ситуации недопонимания. Возникновение объективной проблемной ситуации осознается участниками взаимодействия и осуществляются неэффективные попытки разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Таким образом подготавливается возникновение предконфликтной ситуации.

 

На второй стадии развития конфликта происходит открытый конфликт. Случается

инциндент, который приводит к эскалации конфликта: возрастание напряженности и

агрессии по отношению ко второй стороне, потеря адекватности восприятия ситуации. В

случае, если обе стороны оказываются достаточно устойчивы, возникает ситуация

сбалансированного противодействия, где ни одна из сторон не оказывается способной

одержать вверх в конфликтной ситуации. Далее происходит переход к завершению

активной фазы конфликта.

Третья стадия - послеконфликтный период характеризуется частичной нормализацией

отношений. Дальнейшая полная нормализация отношений связана с обнаружением и

реализацией эффективных форм разрешения конфликта на основании поиска

компромисса или сотрудничества.

 

Основными способами разрешения конфликтов являются:

 

- стратегия доминирование, где основной целью становится добиться своего чего бы то ни стало. Это может быть уровень конкуренции, где основополагающими являются

прагматические мотивы конфликта, уровень соперничества, где мотив приобретает ярко

выраженную эмоциональную окраску и уровень борьбы, характеризующийся

стремлением добиться победы несмотря ни на что.

- стратегия ухода от конфликта, реализуемая либо в форме прямого избегания

конфликтной ситуации или в форме игнорирования факта существования конфликта.

- стратегия приспособления характеризуется уступчивостью более активному участнику

конфликта.

- стратегия компромисса связана с взаимными уступками обеих сторон с целью получения желаемого результата всеми заинтересованными лицами.

- стратегия сотрудничества является поиском решения, которое позволит обеим сторонам достигнуть успеха. Это может быть форма кооперация, когда каждая из сторон помогает второй достичь желаемого. Это может быть форма интеграции, где конфликтующие стороны вырабатывают новые общие цели.

 

В процессе конфликта обе стороны могут использовать разные формы воздействий.

 

К наиболее часто используемым формам воздействия относятся:

· Логическое

· убеждение/аргументация,

· самопродвижение как попытка зарекомендовать себя,

· внушение,

· эмоциональное заражение,

· завоевание благосклонности через действия,

· просьба,

· принуждение,

· деструктивная критика,

· игнорирование нежелаемого и

· манипулирование.

 

В случае конфликта можно выделить 3 наиболее популярные формы урегулирования конфликтов.

· Переговоры предполагают наличие контакта между конфликтующими

сторонами с целью рационального обсуждения причин конфликта и способов его