Карта конфликта и принципы ее построения
PR-деятельность в управлении конфликтом
РR-деятельность в управлении конфликтами можно разделить на два основных этапа:
1) профилактическая работа:
определение конфликтных ситуаций;
предварительная выработка вариантов по локализации и урегулированию конфликта;
работа по предотвращению возможных конфликтов и недоразумений с общественностью;
создание команды для управления конфликтной ситуацией;
2) работа в период конфликта:
согласование действий по овладению конфликтной ситуацией;
составление программы, графика действий;
создание PR-обращения к общественности;
работа со СМИ;
психологическая поддержка персонала в стрессовых условиях конфликтных ситуаций;
обеспечение точной информацией субъектов конфликта;
разработка и организация примирительных процедур (переговоров);
поиск и анализ причин и условий возникновения конфликта, подготовка предложений по их устранению.
Переговоры – обсуждение спорного (конфликтного) вопроса в целях выработки согласованного решения. Это наилучший способ разрешения конфликтных ситуаций. Как правило, переговоры должна проводить третья сторона, т.е. PR-специалист, не участвующий в конфликте.
Рекомендации к проведению переговоров при обсуждении конфликтных вопросов:
1. Сделайте разграничение между участниками и предметом переговоров. Очень часто люди идентифицируются с занимаемыми ими позициями. Поэтому критика позиции может быть воспринята как критика личности.
2. Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях. Несмотря на серьезные различия в позициях, практически всегда может быть найдено решение, которое удовлетворит интересы сторон.
3. Разрабатывайте взаимовыгодные варианты. Если отойти от позиций, можно разработать много взаимовыгодных вариантов, учитывающих интересы сторон, и найти тот, который устроит всех.
4. Настаивайте на использовании объективных критериев. Результат переговоров не должен зависеть от эмоций, упрямства участников и других субъективных факторов. Необходимо найти справедливые, признаваемые сторонами объективные критерии, которые бы и определили результат переговоров.
Австралийские конфликтологи X. Корнелиус и Ш. Фейр предложили эффективный прием анализа конфликтной ситуации – составление карты конфликта (рис. 2).
Рис. 2. Карта конфликта
Карта конфликта – это графическое изображение элементов конфликтного столкновения с указанием проблемы, требующей решения, констатацией интересов и опасений сторон. В процессе ее составления четче формулируются проблемы и позиции участников.
Рекомендуется составлять карту конфликта в следующих случаях:
1) при анализе конфликта (помогает обоснованно выбрать стратегию дальнейших действий);
2) при подготовке стратегии разрешения конфликта;
3) в процессе переговоров, в которых принимают участие все оппоненты (помогает налаживать конструктивное взаимодействие между ними, располагает к сотрудничеству).