ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ В ХОДЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

2.

АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Под агентами социализации понимаются персоны, группы, институты, контексты и среды, с помощью которых или в рамках которых совершаются процессы социализации.

 

– семья – “значимые другие” – группа сверстников («песочница») – школа, вуз   – средства массовой информации – работа, профессия, коллектив сотрудников – местная община (соседи, улица, двор)  

РЕЗУЛЬТАТЫ:

Эффективная социализация предполагает определенный БАЛАНС МЕЖДУ АДАПТАЦИЕЙ к обществу И ОБОСОБЛЕНИЕМ (между интеграцией и индивидуацией), колеблющийся в более или менее широких границах (в демократическом обществе – более широких, в тоталитарном – узких)

«СВЕРХСОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ЛИЧНОСТЬ»или конформизм (адаптация º приспособлечество)

«ЖЕРТВЫ»неблагоприятных условий и другие отклонения в социализации как следствие:

§ патологии внутриутробного развития и болезней

§ неблагополучие семьи,

§ девиантное поведение,

§ попадание в асоциальные и антисоциальные (криминальные) среды,

§ личные трагедии и многое другое.

ИНДИВИД и ОБЩЕСТВО:

Снова обозначается главный вопрос социологии: ИНДИВИД И ОБЩЕСТВО. В контексте социализации он звучит так:

Почему цели воспитания никогда не совпадают с его результатами?

Иными словами,может ли социализация быть КУЛЬТУРНЫМ ПРОГРАММИРОВАНИЕМ? Когда ЭТО ВОЗМОЖНО? (архаические и тоталитарные общества, тоталитарные секты). Посмотрим:

Со стороны общества отношения социализации неизбежно носят СИЛОВОЙ ХАРАКТЕР.

Не мытьем, так катаньем, не кнутом, так пряником оно стремится придать новым поколениям именно те формы, в которых молодые люди станут наиболее удобны для него. Всеми силами навязывает СОЦИАЛЬНО ОДОБРЯЕМЫЕ ОБРАЗЦЫ ПОВЕДЕНИЯ. – А они сопротивляются

Совершенно недвусмысленно общество рассматривает ребенка, подростка, молодого человека КАК МАТЕРИАЛ для обработки, как ОБЪЕКТ своего формирующего воздействия – но далеко не всегда достигает цели.

Почему? В конечном счете потому, что он обладает индивидуальностью – качеством, которое НИКОГДА не позволит вписать человека в общество «без остатка», полностью растворить его в нем.

Что такое ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, соответственно, ЛИЧНОСТЬ, а также ИНДИВИД, ЧЕЛОВЕК? Как это понимается в социальных науках? Как это понимается в социологии, которая выработала свое понятие – «СОЦИАЛЬНЫЙ АКТОР»?

Э.Гидденс: Не имеем права полагать социального актора «дофрейдовским способом» – как функцию системы. А должны полагать его с телом, эмоциями, мышлением, рефлексией – как полноценное человеческое существо.

Стремление в теории личности охватить и гармонизировать био- психо- и социогенные факторы остается и сегодня вполне плодотворным.

 

ЧЕЛОВЕК (как родовое понятие)–биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия, обладающее членораздельной речью, мышлением, сознанием, самосознанием, нравственно-этическими качествами; ИНДИВИД – отдельный, единичный человек ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – те особенные соматические, психические, мировоззренческие качества, которые отличают данного человека, индивида, от всех других. ЛИЧНОСТЬ – В ПСИХОЛОГИИ: интегральная целостность всех компонентов: биогенных, психогенных, социогенных. В ПСИХОАНАЛИЗЕ: Id, Ego и Super-Ego, их связи и влияния. В СОЦИОЛОГИИ: общественная сущность человека, носитель социальных качеств, общественных ролей.

 

Для социализации важно различать и понимать, что индивидуальность и личность – ДВЕ СИСТЕМЫ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА:

1) внутренняя, свободно определяемая ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ:

2) внешняя, нормативно ориентированная ЛИЧНОСТЬ

 

  Индивидуальность ß область духовного, творческого потенциала теснейшим образом связана со свободой выбора и самоопределением   Личность ß характеризует позиционирование и деятельность человека в нормативно устроенном мире

 

Итак, ЛИЧНОСТЬ – в узком, социологическом смысле есть некий ИНСТРУМЕНТАРИЙ, позволяющий индивиду ВКЛЮЧАТЬСЯ В КОММУНИКАЦИЮ с социальным окружением,

– вследствие чего она формируется или может формироваться, а также объясняется или может объясняться ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ВНЕШНИМИ ФАКТОРАМИ

Тогда как ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – формируется и может объясняться ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ИЗ САМОЙ СЕБЯ

– вот почему она меньше детерминирована извне.

И вот вопросы:

1) о чем мы говорим, когда говорим, что развитие личности – главный процесс социализации и

2) какие задачи должно ставить перед собой воспитание, когда оно старается направлять и контролировать социализацию?

Фактически развитие индивидуальности у нас сильно недооценивается как в теории, так и на практике. В этом видны следы вульгарной социологии, воспринятой от марксизма.

Я не отождествляю вульгарную социологию и марксизм, но это делали многие его интерпретаторы. Они так и не понимают ни субьъектности, ни индивидуальности. Вчера читаю магистерскую программу «Социальная работа с молодежью». И в первых строках – «Молодежь как объект социального менеджмента».

К этому:

ВИКТИМИЗАЦИЯ: Макдональдс виноват в том, что кто-то обжегся кофе. Общество (группа, семья) виноваты в том, что кто-то стал убийцей.

NB !! Ср. средневековый рисунок мироустройства, где голова у человека торчит за пределами колпака привычного, «очевидного» мира.

Мы не имеем права мыслить индивида строго внутри социальной системы. Он, конечно, очень сильно структурирован ею, конформен ей, но частично все же располагается вовне, торчит из нее. ДАЖЕ У ДЖ. ОРВЕЛЛА, под всевидящим оком Большого брата конформизм этот неокончательный. ВСЕГДА ЕСТЬ «ЧТО-ТО ЕЩЕ», что остается так или иначе свободным или, по крайней мере, изменяемым за рамками предписаний паноптикона.

Что же позволяет индивиду эту ТРУДНО ОБЪЯСНИМУЮ СВОБОДУ, ведь все силы общества как структуры, системы, НАПРАВЛЕНЫ НА ЕГО ПОДЧИНЕНИЕ. Здесь мы попадаем в поле притяжения большой и длительно существующей проблемы «СПОРЫ О ПРИРОДЕ И ВОСПИТАНИИ». Три контекста обсуждения:

1. Неизбежность индивидуальности (три фактора)

2. Генетическое и средовое в структуре личности

3. Социальная (социогенная) природа личности.