ФОРМЫ СОЗНАНИЯ, по К.К.Платонову

Долгое время психология уделяла внимание только индивидуальному сознанию — как сознанию конкретного (или абстрагированного) человеческого индивида.

Между тем общественное сознание — это не только социальные явления, в значительной степени материализованные в деятельности и продуктах культуры. Оно является и обобщенным сознанием большого числа личностей. Это обобщение происходит не одномоментно, а в историческом процессе. Поэтому общественное сознание есть также групповое сознание. И психологическая наука не может полностью исключить его из своего внимания.

Следует особо обратить внимание на два момента как явления группового сознания. Во-первых, механическая сила группы людей при кооперации больше суммы их отдельных сил, и, во-вторых, общественный контакт людей является важным фактором группового сознания.

Сам термин «социально-психологические явления» говорит о том, что они возникли и развились в процессе антропогенеза, что это не только психические, но и социальные явления. Однако они, как и сознание, имеют свою предысторию, предшествовавшую антропогенезу.

Стадный образ жизни накладывал на поведение животных своеобразные отпечатки. Простейшим здесь является инстинктивное «разделение труда». Этот термин взят в кавычки, так как животные не трудятся и правильнее было бы говорить о разделении ролей. Реакции стадного животного, например, при наличии и при отсутствии другого животного совершенно различны.

Следует помнить также о рефлексе подражания, свойственном в той или иной степени всем высшим животным и играющем немалую роль и при общении людей. Но особо необходимо отметить то, что фактором эволюции является не только борьба за существование, но и полярное ей явление — взаимопомощь. Подражание и взаимопомощь, включенные в общение и труд, способствовали превращению стада сначала в первобытную орду, а затем в племя.

Все эти стадные особенности животных, будучи включены как биологические феномены в антропогенез, в процессе его становились социально-психологическими явлениями.

Животным свойственны субъективные явления: переживание и образное познание. Переход образного познания в понятийное, связанный с появлением нервных механизмов второй сигнальной системы действительности, более, чем что-либо другое, знаменовал очеловечение обезьяны. Это было связано с появлением заботы о потомстве через поколение, т. е. не о своих детях, а о внуках. Если забота о детях это чисто биологическое явление, то забота о внуках это одно из первых, а может быть, и первое социально-психологическое явление. Сейчас без специального исследования трудно утверждать, что было первым социально-психологическим явлением в истории человека — возникновение в сознании идеи они, как считает Б. Ф. Поршнев, или появление заботы о внуках, или осознанная взаимопомощь. Но видимо, и то, и другое, и третье были наиболее древними социально-психологическими явлениями.

Осознанию идеи «они» предшествовало выделение я из не-я. Субъективный компонент психических явлений в виде переживания и познания свойствен и животным. Образование хотя бы простейших понятий, связанных с внешней и внутренней речью, — это удел только человека. Осознание своего преемственного и отличного от окружающего мира «я»— первый акт индивидуального сознания и в антропогенезе, и в онтогенезе, например при пробуждении от сна.

Б. Ф. Поршнев на основании тщательного анализа исторических данных показал, что категория «вы» (а и соответственно «ты») является производной и отвечает более поздней ступени, чем «мы» и «они». «Первым актом социальной психологии надо считать появление в голове индивида представления о «них»»— пишет он.

Осознание различия и связи между понятиями «я» и «они» наряду с другими психологическими корнями религии привело к появлению религиозной психологии. «Они» — как понятие, -противоположное «я», обобщало враждебные и могущественные силы, вызывающие страх, иногда преклонение. Человек пытался умилостивить, привлечь их на свою сторону. А это и есть чувства и действия, лежащие в основе религиозной психологии как социально-психологического явления. Последнее вначале было общим у различных рас и наций, но потом принимало в конкретных исторических условиях весьма дифференцированные формы определенных религиозных верований как социального явления. После возникновения понятия «мы» можно предполагать начало формирования элементов нравственной психологии. Вплетаясь в групповую трудовую деятельность, элементы религиозной и нравственной психологии становились специфическими формами и индивидуального, и группового, и общественного сознания.

Все упомянутые явления в жизни человека могли возникать и развиваться потому, что случайное скопление, в дальнейшем стадо животных становилось общностью пусть хотя и первобытных, но уже людей как личностей. Как известно, общность — категория не психологическая, а социологическая, но она очень важна для общественной психологии, в частности потому, что общностью является коллектив, наделенный коллективным сознанием.

Каждый коллектив является группой личностей, но не каждая группа личностей — коллектив. Поэтому коллективное сознание — это всегда групповое сознание, но последнее не всегда является коллективным сознанием. Коллективное сознание определяется прежде всего общественной идеей как проявлением общественного сознания, в свою очередь определяющей деятельность всех отдельных личностей этого коллектива. Групповое, но не коллективное сознание не выходит по целям деятельности за рамки группы.

Индивидуальное, групповое и общественное — это три основных формы сознания, рассматриваемого с точки зрения социальной психологии. Любое групповое сознание всегда определяется индивидуальным сознанием типичных личностей данной группы. Но при этом имеется в виду типичное для группы сознание личностей по частоте его проявления, по силе выражения в настоящее время и по тенденции, т. е. опережающее, показывающее направление развития данного группового сознания.

Групповое и особенно коллективное сознание зависит от общественного сознания и всегда определяется межличностными отношениями, возникающими как отражение объективных взаимоотношений, в которые вступают люди этой группы. Потому все психические явления, свойственные процессу общения людей, и в частности все межличностные отношения в группе и коллективе, представляют собой явления группового сознания.

Наиболее специфическими для группового сознания надо считать так называемые массовидные психические явления, которые существуют только в группах людей. К массовидным явлениям, свойственным любой группе, относятся общественные настроения. Они-то и создают в группе ее психологический климат. Основным фактором, вызывающим настроения, служат межличностные отношения в данной группе. Известно, что объективные трудности значительно легче преодолеваются коллективом с «хорошим психологическим климатом»; но достаточно там завестись одному склочнику, чтобы надолго, испортив всем настроение, снизить эффективность труда всего коллектива в целом. Одной из причин ухудшения настроения коллектива помимо склок, обычно идущих «снизу», являются так называемые дидактогении. Это сдвиги в настроении личности или коллектива, иногда доходящие до болезненного состояния, вызванные нечутким (или тем более грубым!) воздействием педагога или руководителя. Иногда бывает достаточно резкого окрика, чтобы не только тот, к кому он адресовался, потерял сон, но и весь коллектив стало лихорадить.

Распространенным примером массовидных явлений служит паника. Она представляет собой проявление страха, доведенного до степени аффекта, охватывающего обычно неорганизованную группу (толпу) и чрезвычайно усиливающегося в результате взаимного подражания.

Эмоции и чувства играют огромную роль в коллективном сознании. Однако даже в таком явлении, как мода, роль эмоций не единственна, так как ведущая роль в ней принадлежит общественному мнению.

Общественное, а точнее, групповое мнение (поскольку оно чаще выражает не общественное, а групповое сознание) обычно опирается на информацию, получаемую с помощью средств «массовых коммуникаций». О превалировании в структуре группового, и особенно коллективного мнения, рассудочного компонента, говорят, в частности, и основные принципы его формирования: гласность, оперативность и правдивость информации. Нарушение этих принципов в информации приводит к замене коллективного мнения групповым, в виде слухов.

Лучше изучено такое рассудочное массовидное явление, как коллективное мышление. Оно укрепляет целеустремленность каждого члена коллектива в решении возникшей задачи; позволяет разносторонне продумать и осветить ее, способствует проявлению более смелой инициативы. Вместе с тем коллективное мышление усиливает критичный подход к возникающим, но недостаточно аргументированным решениям что помогает развитию у каждого члена коллектива самокритичности; обогащает знания и опыт одних за счет знаний и опыта других; способствует соревнованию, создает положительный эмоциональный тонус; сокращает срок решения возникшей задачи и повышает его объективность. Решение одной проблемы стимулирует появление новых, возникающих в процессе «коллективного думания» и тем самым беспрерывно двигает коллектив вперед.

Менее других изучена воля коллектива. На ее примере отчетливо видно, что любое социально-психологическое явление в коллективе — это не механическая сумма процессов, состояний или свойств личностей отдельных членов этого коллектива, а такой их синтез, который дает новое качество. Воли отдельных людей в группе «достигают не того, чего они хотят, но сливаются в нечто среднее, в одну общую равнодействующую, — из этого все же не следует заключать, что эти воли равны нулю. Наоборот, каждая воля участвует в равнодействующей и постольку включена в нее». Эта «равнодействующая групповой воли» в коллективе дает возможность добиться недостижимого для одного человека.

Как известно, в явлениях общественного сознания исторический материализм выделяет в качестве форм науку, религию, нравственность, право, искусство и идеологию.

Религии, искусству, нравственности, праву как социальным явлениям присуща относительная самостоятельность в развитии; соответствующие им виды общественного сознаниярелигиозное, эстетическое, нравственное и правовое сознание также обладают такой самостоятельностью, и каждому виду присущи свои закономерности. Потому их изучают разные науки. Но в групповом и тем более индивидуальном сознании они тесно связаны. Связь нравственного и эстетического сознания можно наблюдать повседневно: так, нравственный поступок часто называют «красивым», а поступок, в котором проявляются аморальные свойства личности или группы, — «безобразным» или даже «отвратительным». «Справедливость» — это понятие этики, учения о нравственности. Но ведь «юстиция» на всех языках латинского корня это и есть справедливость. Церковная музыка, живопись, вообще религиозное искусство всегда использовались для усиления религиозного чувства, а через него религиозного сознания в целом не только отдельных лиц, но и их групп.

Религиозное сознание малых групп и отдельных личностей — это явления религиозной психологии: сюда относятся индивидуальные и групповые религиозные мировоззрения, чувства и действия. Религиозную психологию изучает отрасль социальной психологии — психология религии. В происхождении религии как социального явления тесно переплетались психологические, социальные и исторические ее корни. Они же обусловливают и превращение религиозной психологии из ее догматической формы в суеверия.

Вера — чувство, окрашивающее образы фантазии и создающее иллюзию реальности и познания их. Исторически связанные с верой понятия, до сих пор обозначаемые терминами «доверие» и «уверенность», отражают психические явления, по своей сущности не имеющие ничего общего с верой. Основным элементом их структуры является знание, имеющее только эмоциональную окраску. Уверенность — это отсутствие сомнений, основанное на знании. Доверие к человеку— это наши ожидания от него на основе знания его личности, поступков, соответствующих нравственным нормам. Доверие к технике — это уверенность в ее надежности. Ученый может сказать «я уверен!», но говорить «я верю!» он не должен.

Нравственное сознание возникало и изменялось как нравственная групповая психология, обобщавшая социально полезный опыт общения людей в определенных группах и в соответствующих исторических условиях. Объективно зафиксированные нравственные нормы отражают соответствующее (или не соответствующее) им нравственное (и безнравственное) поведение и другие особенности в индивидуальном и в групповом сознании в виде различных моральных (и аморальных) психических явлений.

Тесная связь индивидуального, группового и общественного сознания как его различных форм определяется общественной сущностью человека. «Индивид, — говорил Маркс о человеке, — есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, — является проявлением и утверждением общественной жизни». Это подводит нас к следующей общепсихологической категории — личности.