Сознание и бессознательное

Структура сознания

Язык и сознание человека

Труд и формирование сознания

Лекция № 5. Возникновение и развитие сознания у человека.

План:

 

1. Первой формой сознательной деятельностиявляется изготовление орудий труда. Это
приводит к коренной перестройке всей структуры поведения человека. Поведение животного всегда
было непосредственно направлено на удовлетворение потребности. У человека же, изготовляющего
орудия, структура поведения обретает сложный характер: из деятельности, направленной на непосредственное удовлетворение потребности, выделяется специальное действие, которое приобретает смысл лишь в дальнейшем.

2. Вторым условием, которое приводит к формированию сложно построенной сознательной
деятельности человека, является возникновение языка. Под языком следует понимать систему кодов (символов), с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества, отношения между ними. Естественно, что слова, соединенные в фразы, являются основным средством
общения, благодаря которому человек сохраняет и передает информацию и усваивает опыт целых
поколений других людей. Язык, как система знаков, обозначающих предметы, их действия, качества
или отношения, как средство передачи информации имел важнейшее значение для дальнейшей
перестройки сознательной деятельности человека. Поэтому наряду с трудом язык является основным
фактором формирования сознания. Возникновение языка вносит три наиболее существенных изменения в сознательную деятельность человека:

- обозначая предметы и события внешнего мира в отдельных словах или их сочетаниях, язык
позволяет выделить эти предметы, направить на них внимание и сохранить в памяти. Он создает мир внутренних образов;

- слова языка не только указывают на определенные вещи, но и абстрагируют их существенные свойства, относят воспринимаемые вещи к определенным категориям. Таким образом, при помощи языка обеспечивается процесс отвлечения (абстракции) и обобщения, что позволяет ему стать не только средством общения, но и важнейшим орудием мышления, благодаря чему возможен переход отражения внешнего мира из чувственного к рациональному;

- язык служит основным средством для передачи информации, накопленной в общественной

истории человечества. Передавая сложнейшую информацию, отложившуюся в течение многих веков общественно-исторической практики, язык позволяет человеку усвоить этот опыт и овладеть с его помощью неизмеримым кругом знаний, умений и способов поведения, которые никак не могли быть результатом самостоятельной деятельности изолированной личности. Это означает, что с появлением языка у человека возникает совершенно новый тип психического развития, не имевший места у животных, и что язык действительно является важнейшим средством развития сознания.

Значение языка для формирования сознания заключается в том, что он фактически проникает во все сферы сознательной деятельности человека, поднимая на новый уровень протекание его психических процессов. Поэтому анализ языка и речи следует рассматривать как фактор построения всей сознательной жизни человека в целом.

Таким образом, сознание возможно лишь в условиях существования языка, возникающего одновременно с ним в процессе труда. Но индивидуальное сознание человека возможно лишь в условиях существования сознания общественного. Сознание есть отражение действительности, как бы преломленное через призму общественно выработанных языковых значений, понятий. В то же время человек представляет собой конкретно-историческую форму его психики. Оно при­обретает разные особенности в зависимости от общественных условий жизни людей, изменяясь вслед за развитием их общественных отношений.

3. Итак, сознание понимается как особая форма отражения, которая является общим качеством
всех психических функции человека. Развитие всех психических функций в их взаимодействии
обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его

модели. Как уже было показано у животных, психика формируется и развивается в процессе их приспособительной деятельности, как фактор адаптации к окружающей среде. Воспроизводство же и развитие человеческой жизни осуществляется в процессе преобразования природы. Индивидуальное сознание, которое интересует психологию, формируется и развивается в неразрывной связи с сознанием общественным. Индивид овладевает идеальной формой отражения в процессе реального включения в жизнь общества: как человек он не может существовать вне этой жизни, вне системы общественных отношений. Не овладев этой формой, человек не может развиваться как человек, как член общества, как личность.

Таким образом, сознание есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми. Сознание есть не что иное, как общественное бытие.

А.В.Петровский в структуре сознания выделяет следующие 4 основных характеристики:

1. Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. Таким образом, в структуру
сознания входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление,
воображение.

2. Закрепление в сознании различий субъекта и объекта. И истории органического мира только
человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ
способен к самопознанию (познанию самого себя), т.е. способен обращать свою психическую
деятельность на самого себя.

3. Обеспечение целеполагающей деятельности, в функции сознания входит формирование целей
деятельности, при этом складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход
выполнения действий и т.д.

4. В структуру сознания входят также определенные отношения. К.Маркс писал: «Мое
отношение к моей среде есть мое сознание. В сознание человека обязательно входит мир чувств, где
отражаются сложные объективные, и прежде всего общественные, отношения, в которые включен
человек.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. Как известно, язык –это особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.Будучи усвоен конкретным человеком, язык становится реальным сознанием этого человека.

4. Сознание и бессознательное.Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им. Бессознательное -- непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона. Однако 1-е Международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось лишь в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда ученые осознали, что бессознательное есть фактор, учет ко­торого необходим при анализе самых различных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоций, произведений искусства, взаимоотношения людей. Бессознательное, как объясняющий фактор, ими называлось, но путей к осмыслению его особенностей и закономерностей не предлагалось. Нарушаться эта традиция стала только после появления трудов З.Фрейда. Именно ему удалось начать новую эру в изучении бессознательного. Концептуальный анализ современного научною понимания проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З.Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической установки. Это два разных способа оперирования феноменом бессознательного в его связях с психикой в целом. Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психи­ческой деятельности. Психология установки, напротив, имеет в основе идею целостной психики -опирается на представление о фундаментальном единстве человеческой личности.

Современные представления о феноменологии бессознательного позволяют раскрыть следующие положения. В зоне ясного осознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Как пишет Р.М.Грановская, сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. С точки зрения современного понимания сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства. Когда перед нами возникают обстоятельства, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону ясного сознания. Но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание освобождается для решения вновь возникающих затруднений. Несмотря на то, что каждый данный момент лишь малая часть всех процессов регулируется осознанно, сознание может оказывать определенное влияние и на неосознаваемые процессы. Бессознательное объединяет все те факторы, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания.

Многие исследователи считают, что в область бессознательного входят также: психические явления, возникающие во сне; ответные реакции, которые вызываются неосознанными раздражителями; движения, ставшие автоматизированными; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели; и др. Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно с ним связано.