Внутренний рынок.

Традиционно все процессы в пределах компании определяло высшее руководство, «спуская вниз» решения относительно новой стратегии, новой организации и т. д. В настоящее время организационная структура предприятия принимает вид «внутреннего рынка». Это новый метод взаимоотношений, предполагающих чувство взаимного доверия и симпатии, возникающее между индивидуумом и организацией в результате процесса руководства кадрами.

Качество этого процесса может определяться тем, насколько подходящую услугу оказывает организация для развития собственных талантов по отношению к потребно­стям своих талантов. Другими словами, речь идет об интеграции возможно­стей и ожиданий персонала с целями и возможностями, которые компания может предложить, исходя из потребностей ее деятельности.

С этой точки зрения основная проблема в ТQМ ориентированных компаниях — знание потребностей внутренних клиентов. Фактически в настоящее время организации имеют в своем распоряжении богатый набор инструментов, позволяющих лучше понять внешний рынок.

В рамках концепции «внутреннего рынка» «начальник» выполняет две различные, но дополняющие друг друга роли:

- он отвечает за удовлетворение потребностей высшего уровня (по Маслоу) — уважение/статус и самореализация, что достигается за счет наде­ления полномочиями, мотивации и совершенствования работы;

- он выдвигает «продает» предложения со стороны компании (задачи — жалованье — карьера — обучение) и повышает внутренний имидж организации.

Организационная функция руководителя основана на техническом управлении ресурсами компании, во взаимопонимании с внутренним клиентом на условиях доверия, взаимопонимания и заинтересованности.

С точки зрения «внутреннего рынка» основная задача организации состоит в том, чтобы слушать «внутренний рынок» и понять появляющиеся ключевые потребности персонала, от которого в большей степени зависит успех организации. Технология анализа рынка может быть взята из традиционного маркетинга. Она поможет в выявлении наличного товара и предполагаемых потребностей внутренних клиентов. Самые мощные инструменты для анализа потребностей персонала компании могут быть обнаружены при изучении взаимодействия между личностями, группами и внутренней организацией структуры. Значительная часть исследований и эмпирических наблюдений показывает, что внутренние клиенты выражают:

- потребность в достижении цели — вместо выполнения заданий;

- потребность участия в принятии решений — вместо повинующегося указаниям;

- потребность в самоопределении роли — вместо предписанных либо лишь «увеличенных» ролей;

- потребность в тренере (поддержать развитие персонала) — вместо учителя (чистая передача мастерства);

- потребность в соучастии к «увеличению производительности» — вместо продажи своего рабочего времени.