Традиционный подход.

Социальные аспекты качества

В начале 50-х годов американский социолог Д. Макгрегор сформулировал два подхода, на которых базируется организация труда и, соответственно, организация управления качеством.

Первый подход основан на следующих постулатах:

- труд – есть товар, который при необходимости покупается как любой другой товар;

- мало рабочих хочет работать творчески, осуществляя самоконтроль;

- работа неприятна для большинства людей, и они стремятся по возможности ее избежать. При этом, то что люди получают за работу важнее, чем само удовлетворение от работы;

- на рабочего за качество труда можно воздействовать через систему штрафов и вознаграждений.

Второй подход прямо противоположен:

- рабочий – есть главное богатство предприятия;

- работа сама по себе является потенциальным источником удовлетворения человека, если он добивается определенных успехов;

- большинство рабочих рассматриваться как желающие осуществлять самоконтроль;

- предполагается, что у рабочих есть внутреннее стремление к высокому качеству и получению удовлетворению от труда;

- задача руководителя создать условия, при которых рабочий может осмысленно работать.

 

Традиционно «трудовые отношения» пред­ставляли как процесс, вход которого — это штат сотрудников, а выход измерялся в терминах:

- производительность;

- достижение результа­тов при минимальных ресурсах;

- преданность;

- поддержка ценностей компании;

- низкий процент прогулов;

- низкая текучесть кадров и т. д.;

- удовлетворение работой: положительное соотношение между вкладом нанятого работника и тем, что он должен получить в качестве награды за свои усилия.

Экономическая политика всегда рассматривала компанию в роли работодателя (заказчика), а служащего — в роли производителя (поставщика). В то же время в центре внимания договора между индивидуальным служащим и организацией находится право на рабочее место. При этом регламентировались:

- производственные факторы социальных взаимоотношений;

- изменение статуса произведенной ценности, которая в результате действия договора переходит от служащего в собственность компании.