Зависимость склонности к выявлению истинных предпочтений от общего числа потребителей
Зависимость склонности к выявлению истинных предпочтений от общего числа потребителей.
Вопрос 4. 4. Проблемы выявления истинных предпочтений при потреблении общественных благ и их влияние на оптимальный объем предоставления общественных благ
При потреблении общественных благ потребители склонны скрывать свои истинные предпочтения относительно объема потребления этих благ. Это результат неисключаемости и несоперничества в потреблении.
Проблема «безбилетника» в отношении общественных благ сказывается на величине финансирования производства и предоставления общественных благ: чаще всего общественное благо может быть недопроизведено, реже – перепроизведено.
По этой причине большое значение придаетсястимулированию потребителей общественных благ к выявлению их истинных предпочтений.
Склонность к выявлению истинных предпочтений потребителями зависит от общего числа потребителей. Причем эта зависимость разная для частных и общественных благ (таблица 1):
Таблица 1
Тип блага Число потребителей | Частное благо | Общественное благо |
Немного | Есть искажения истинных предпочтений (Причина – существование возможности повлиять на рыночную цену частного блага. Например, олигопольные сговоры). | Нет искажений истинных предпочтений (Причина – ложная информация может привести к пере- или недопроизводству общественного блага) |
Много | Нет искажений истинных предпочтений (Причина – отсутствие возможности повлиять на рыночную цену частного блага. Например, условия близкие к совершенной конкуренции). | Есть искажения истинных предпочтений (Причина – существует возможность избежать платы за предоставление общественного блага. «Возможность затеряться в толпе»). |
Пояснения к таблице 1.
1. Случай с небольшим числом потребителей:
- Частное благо. Если число потребителей относительно небольшое, то каждый из них может повлиять на цену частного блага, что может сделать выгодным сознательные искажения в выражении собственных предпочтений (вспомним симметричный пример на стороне предложения - олигополию с множеством вариантов стратегического поведения участников рынка).
- Общественное благо. Малое число потребителей способствует честному выражению своих предпочтений отдельным индивидом - ложная информация может привести к пере- или недопроизводству блага. В итоге вероятность выявления истинных предпочтений малым числом потребителей будет больше для общественного блага, чем для частного.
2. Случай с большим числом потребителей:
- Частное благо. Если потребителей настолько много, что ни один из них не может повлиять на рыночную цену частного товара, никому нет особого смысла скрывать или искажать свои предпочтения.
- Общественное благо. Рост числа потребителей приводит к росту "поголовья" "зайцев", надеющихся, что общественное благо будет предоставлено вне зависимости от их взноса.
4.4.2. Подходы к решению проблемы «безбилетника»
В экономической теории имеется ряд подходов, в которых делается попытка предложить механизм для решения проблемы "безбилетника". При этом необходимо знать критерии оценки эффективности предлагаемых механизмов.
Критерии оценки механизмов решения проблемы «безбилетника».
Подходы к решению проблемы «безбилетника» следует оценивать с точки зрения трех критериев:
1. Общественное благо должно предоставляться в парето-оптимальном объеме.
2. Выявление истинных предпочтений должно быть в интересах самих индивидов.
3. Затраты на предоставление общественного блага должны быть равны совокупным выплатам индивидов на производство общественного блага.
Можно выделить два подхода к решению проблемы безбилетника:
1. Использование принудительного механизма взимания налогов для финансирования общественных благ:
- Использование этого механизма эффективно, если существует большое число потребителей общественного блага;
- При большом числе потребителей избежать искажений истинных предпочтений невозможно и решение проблемы безбилетника ложится на государство, которое через политический процесс и процедуры общественного выбора устанавливает и распределяет налоговое бремя на потребителей.
- Недостатки этого механизма
а) Этот механизм не учитывает истинных индивидуальных предпочтений потребителей: для одних потребителей благо имеет больше полезности, а для других меньше. В результате, оплачивая это благо через налоги, одни потребители повышают свой уровень полезности, а другие, наоборот, снижают. В результате не все индивиды будут демонстрировать свои истинные предпочтения, т.к. это не в их интересах (механизм не удовлетворяет 2-му критерию эффективности).
б) Механизм приводит к снижению общественного благосостояния, т.к. система взимания налогов предполагает дополнительные затраты государства на содержание налогового аппарата;
в) Несовершенны процедуры общественного выбора по принятию решения об объемах финансирования общественного блага:
- существует давление различных групп интересов в ходе принятия решения (лобби);
- существует угроза, что коллективное решение может быть не принято в соответствии с теоремой о «невозможности» Эрроу в условиях абсолютной демократии;
- Таким образом, общественное благо может быть предоставлено не в Парето-оптимальном объеме (нарушение 1-го критерия эффективности).
2. Использование добровольного механизма финансирования производства общественного блага:
- Использование этого механизма эффективно, если существует небольшое число потребителей общественного блага;
- При небольшом числе потребителей отсутствует склонность искажать индивидуальные истинные предпочтения потребителей блага;
- Достоинства механизма:
а) Он учитывает истинные предпочтения потребителей;
б) Позволяет добиться Парето-оптимального объема предоставления блага;
в) Затраты индивидов на производство общественного блага равны затратам его производства.
- Недостаток:
а) При определении объемов финансирования блага индивиды могут не достичь консенсусного решения (в соответствии с теоремой о «невозможности» Эрроу).