Чистые частные блага.

Вопрос 4. 1. Классификация и свойства общественных благ.

Лекция 4. Общественные блага

Доцент ВЗгуро

 

Экономику определяют как науку о выборе направлений использования ограниченных ресурсов (факторов производства и потребительских благ). Ближайшим следствием ограниченности является конкуренция, соперничество за использование ресурсов. Поведение потребителей и производственных фирм рассматривается через призму такой конкуренции. Однако не всегда ограниченность благ ведет к соперничеству за их потребление.

С точки зрения соперничества (конкуренции) в потреблении блага можно классифицировать следующим образом:

Одна из причин, по которой государство вмешивается в рыночную экономику, связана с необходимостью производить общественные блага (общественные товары и услуги). Производство и контроль над производством общественных благ является одной из основных задач государства.

Чистые частные блага –это блага, когда все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке.

Как видно из этого определения, существование чистого блага предполагает отсутствие внешних эффектов.

Лишь немногие товары и ресурсы в реальном мире соответствуют этому предположению.

Пример. Вы выпили стакан "кока-колы", это может вызвать отрицательные эмоции у страдающего от жажды человека, на глазах которого это произошло. Это приведет к снижению его полезности, т. е. вызовет отрицательный внешний эффект. И напротив, выгоду от того, что качество и состав "кока-колы" абсолютно одинаковы, получают все индивиды, а с прибавлением дополнительного потребителя выгода, получаемая остальными покупателями, не снижается. По сути дела чистые частные блага - идеальная конструкция, такая же, как например совершенная конкуренция.