Символы и язык

Нормы

Ценности

Особое место в культуре занимают ценности. Много социологов считают, что именно ценности представляют определяющий элемент культуры. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, которые люди считают значимыми и к которым они должны стремиться. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизм на поле боя, художественное творчество, аскетизм), и каждое общество устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Ценности формируются под влиянием убеждений и верований. Убеждение и верования – это субъективно-личностное отношение человека к объектам, спектаклям, теорий. Самое большое развитие верования получили в самых больших мировых религиях. Именно религии оказали решающее влияние на формирование культуры в мире.

Верования рождаются при дефиците информации, а убеждение есть логически обоснованными знаниями о действительности. В основе убеждений и верований лежит знание. Самое знание предоставляет убеждениям и верованиям тот или другое содержание, одаривает их идеей.

Знание - достоверные сведения о чем-нибудь, научных сведениях. Знания служат результатом познания - специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить наименование знаний, сведения проверяются на истинность или ошибочность. Неправдивые сведение отбраковываются, а действительные, то есть соответствующие реальности, сознаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из главнейших элементов культуры.

На противоположном полюсе находятся мифы. Миф - фантастическая, выдуманная картина мира в целом, места в нем общества и человека. Мифы существовали не только в первоначальном обществе, где в обиде богов или легендарных героев отбивались естественные и социальные явления, но существуют и в современном. Современные мифы выражают освященные идеологией или традицией верования членов общества.

Ценности – это абстрактные идеалы, которые разделяются большинством членов общества. Так, ценности американского общества представляют ядро американского образа жизни. Среди них – достижение и успех, материальный комфорт, практичность и эффективность, прогресс, воля и др.

Регулированием поведения людей согласно ценностям определенной культуры происходит по помощи культурных норм.

Люди самые создают разные культурные образцы которым со временем подчиняются и которые постановляют за само собой, что понимают. Образцы и шаблоны поведения людей в обществе, которые регулируют поведение в определенном направлении, называют культурными нормами. Они предлагают нам, что мы «должны», что нам «следует» и чего мы «не должны» или чего нам «не следует» делать. Во всех культурах существует довольно большой свод правил, который касается таких вопросов, как сексуальные отношения, собственность и безопасность. Кроме того, культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать.

Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; придя в магазин, встаем в очередь; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим.

Осуществляя те или другие действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное.

В то же время для почесывания затылка можно воспользоваться как правой, так и левой рукой, потому что наша культура не имеет норм, которые относиться к этому действию.

Рассмотрим основные типы норм в порядке роста их социальной значимости.

Привычки. Насчитываются тысячи общепринятых образцов поведения. Поведенческий образец становится обычаем только тогда, когда в силу продолжительного прохождения он становится поведенческим стереотипом, привычкой. Привычка является основным механизмом системы культурных норм.

Обычаи. В отличие от привычек обычаи – это массовые образцы поведения, которые касаются социально-значимых явлений. Они формируются в ходе удачных и неудачных попыток разных социальных групп, общества и представляют из себя набор образцов поведения, который помогает людям наилучшим образом взаимодействовать друг с другом.

Некоторые обычаи есть довольно важными, и содействуют безопасности и социальному порядку в обществе. Их называют моральными нормами, или моралю. Моральные нормы твердо устанавливаются и выполняются автоматически. Когда они усваиваются индивидом, приобретает силу социальный контроль поведения, которое делает для этого индивида психологически трудным осуществление запрещенных действий.

Например, каннибализм, то есть поедание человеческого мяса, вызывает в нас немедленную негативную психологическую реакцию. Моральная норма делает это действие эмоциональное невозможным.

Среди многообразия людских культурных обычаев оказываются и некоторые общие черты. Те из них, которые присущий всем или почти всем обществам, называютсякультурными универсалиями.К ним принадлежит язык со сложной грамматикой. Во всех культурах существует определенная форма семейной системы, ценности и нормы которой связаны с заботой о детях. Универсалиями выступает институт брака, религиозные ритуалы и права собственности. Антропологи говорят о существовании многих других культурных універсалій, в том числе в искусстве, танцах, украшениях, играх, обычае дарить подарки, шутках и правилах гигиены.

Часть обычаев представляют образцы поведения, которым вытекают как предмету хороших манер и вежливости. Манеры – это внешние формы поведения человека, которые получают положительную или негативную оценку окружающих. Этикет– принятая в особых социальных кругах система правил поведения, которые представляют единое целое.

Число обычаев в обществе довольно большое. Даже наиболее примитивные общества имеют несколько тысяч обычаев, а в современном обществе их число значительное увеличивается. Если обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиции – это элементы социального и культурного наследства, которые передаются из поколения у поколения, что и хранятся в определенном обществе, социальной группе на протяжении продолжительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и является необходимым условием их жизнедеятельности.

Обычаи и традиции часто проявляются в обрядах и ритуалах. Обряды и ритуалы – это символические коллективные действия, которые воплощают в себе те или другие социальные идеи и дерзкие определенные коллективные чувства. Обряды и ритуалы сопровождают важные моменты человеческого жизни и выявляют сильное психологичное-эмоционально-психологическое влияние на людей. Разные общества создают особые, уникальные ритуалы, связанные с теми самыми событиями.

Институциональные нормы. Институциональные нормы отличаются от простых обычаев и моральных норм прежде всего тем, что они сознательно и тщательно разрабатываются. В результате устанавливается формальный или неформальный кодекс их прохождение.

Армия, образование, религия, олимпийское движение – все это социальные институты, которые поддерживают собственную нормативную базу. Например, институциональные нормы армии заложены в армейском уставе, олимпийского движения – в Олимпийской хартии, и т.д. Нормативные кодексы как этих, так и других институтов развиваются постепенно с обычаев и моральных норм.

Законы. В то время как моральный нормы базируются в основном на моральных запретах и разрешениях, законы- это просто усиленные и формализованные моральные нормы, которые требуют неуклонного выполнения. Выполнение норм, которые входят в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как милиция, суд, колонии для преступников и т.д.). Тот, кто не подчиняется узаконенным моральным нормам, обычно наказывается, изолируется или даже уничтожается. Законы устанавливаются и санкционируются государством. Их обеспечение нередкое требует применения мер принуждения.

Как и все живые существа, люди воспринимают окружающий мир с помощью органов чувств. Они превращают элементы мира в символы – все то, что несет в себе особое содержание, которое признается людьми одной культуры. Они обозначают разные вещи, которые одинаково понимаются разными людьми. Формы символов различны, например жесты, позы или телодвижения, которые имеют социальную значимость.

Если в знак возражения россияне качают главой, то жители Адмиралтейских островов для выражения негативной реакции быстро касаются носа пальцем правой руки, а турки – отбрасывают главу назад и прищелкивают языком. Ясно, что в европейской культурной среде эти жесты будут истолкованы неправильно.

Такие предметы, как флаги, картины, иконы, эмблемы и форменная одежда, также приобретают функцию культурных символов.

Смысловая нагрузка символов различается как в разных обществах, так и в пределах отдельно взятого общества.

Меховая шубка может воплощать в себе или символ успеха и успеха, или нечеловеческое оходження с животными.

Самые важные символы удерживаются в языке – социально-структурированной системе звуковых образов (слов и предложений) с конкретным и неоднозначным содержанием. Это главное средство, с помощью которого люди передают друг другу идеи, информацию, взгляды и эмоции.

Как язык отделяет людей от животных, так и письменность проводит грань между примитивными культурами и цивилизацией. Язык связан с основами культуры и со всеми без исключения человеческими отношениями, с его помощью происходит социализация личности, передача культуры другим поколением.

Существующие в мире языки довольно отличаются друг от друга. У арабов есть 6000 слов, так или иначе связанных с верблюдами, включая масть, происхождение (разные родословные), породы (например, молочные верблюды, верблюды для езды, верблюды для размножения, верблюды на забой), состояние беременности (близко 50 слов) и то, чем они занимаются (пасутся, ведут караван, принимают участие в военных экспедициях). У эскимосов существуют тончайшие оттенки в обозначении типов снега и снегопада. У американцев есть большое количество слов, которые имеют отношение к автомобилям, например марка, год выпуска, модель, тип кузова и комплектация.

Только человек способен использовать символы, с помощью которых он развивает общение, которые позволяет достигать обмена не только простыми чувствами, но и сложными идеями, идеалами, мыслями и внутренними побуждениями.