ТИП . CONFLICT RESOLUTION.
Этно-полит конфликт- разновидность соц-полит конфликта , субъеты которого идентифицируют себя и противоположную сторону в этнических категориях и содеражанием которого является борьба за обладаение полит властью, вплоть до образования собственного национального гос-ва.
Этнопоолит мобилизация как фактор зарождения и развития этно-политконфликтов ., общее понятия мобилизация широко используется в социологии и полит лексике. В общем смысле это – готовность к действиям или сами действия. Исследователь Дженскинс определяет мобилизацию как процесс, с помощью которого группа получает и использует ресурсы для достижения поставленных целей. Понятие мобилизация относится к динамике этно-полит конфликта. Этно-полит мобилизация- процесс по средствам которого группа принадлежащая к одной этнической категории в борьбе за полит власть манипулирует этническими обычаями, ценностями и символами в полит целях, использую их как главный ресурс для обретения общей идентичности. Процесс этно-полит мобилизациипоэтапно- 1) конструирование традиций и мобилизация народности. Этот этап предполагает воссоздание или реконструирование интеллектуалами , пренадлежащими к этнической группе традиций, обычаев, символов и особенно языка. Их популяризация и распространение в широких массах во имя приобретения особой идентичности 2) Политизация нац наследия, на этом этапе историческое и культурное наследие общности, а также язык приобретает функции важного полит ресурса. Происходит институциализация этничности т.е начинается процесс формирования нац движения, использующего этот ресурс в полит борьбе( в постсоветских странах- создание движений…). То, что раньше было традицией этнической группы становится орудием полит борьбы за воссоздание или обретения нац государственности. На
Этом этапе в групповое сознание внедряется представление об ущемленности статуса, комплекс этно-культурной неполноценности, на этой основе происходит формирование этно-полит элит. Этнический фактор под воздействием элит становится проблемой для существующей власти 3) « Этническое очищение», на этом этапе этническую общность и ее культуру превращают в абсолютную ценность, которую необходимо сберечь и защитить от внешних влияний. В этой ситуации идея общего происхождения приобретает конфронтационный характер. Этноцентризм обращается к мотиву этнической чистоты, который предполагает враждебность ко всему иному, это делается путем формирования образа врага.
Российский исследователь Сикевич выделяет составляющие этнического риска- вероятность негативного влияния этнического фактора на устойчивость социальной системы. 1) Этнический состав территории и соотношение доли титульного населения и доли нац меньшинств 2)наличие этнотерриториальных претензий. Особенно в случае их использования вкачестве интсрумента гос политики 3) законодательное нарушение прав человека по этническому признаку или по косвенным показателям принадлежности к этническим меньшинствам( наличие ценза оседлости. 4) стремление национального меньшинства , проживающего анклавно( отдельно) к национально государственному самоопределению 5) этнокультурные и конфессиональные различия соседствующих общностей 6)курс по построение нац гос-ва в условиях полиэтнического общества 7) степень легитимности и эффективности гос власти, сплоченность правящей полит элиты8) характер и состояние общественнвх и гос инстиутов 9) внешнее влияние т.е надежда на изменения или наоборот опасения и осуждения мировым сообществом. 10) тер-е положение если республика или этническая общность не имеет внеш тер-х границ, то ей трудно ставить своей целью нац самопровозглашение и сепаратизм( все бывшие союзные республики СССР также как и Абхазия, Ю Осетия, Карабах и Чечня имеют внешние границы, поэтому они хотят отделится. Отсутствие границ создает ограничение для развития сепаратизма и стимулирует татарстан и ) 11) соц эконом классовая и статусное расслоение в обществе , которое приобретает форму этнического расслоения, очень важно набор ресурсов у группы, которая заявляект о своих полит притязаниях при этом интеллектуальный ресурс обеспечивает более цивилизованный характер взаимоотношений противоборствующих сторон, однако и целому ряду вооруженных конфликтов предшевствовали споры интелектуалов.( Грузино-абхазкому конфликту предшествовали исторические споры на каком языке сделаны надписи на памятниках Гамсохурдия и Андибан , такой же спор историков предшествовал конфликту в нагорном Карабахе и Косово) 12) Массовая миграция из регионов с серьезными расовыми и культурными отличиям. Джае наличие некоторых из этих факторов делает этно-полит мобилизацию и эсколацию конфликтов неизбежной. Этнический фактор отличается большой стаблильностью и воспроизводимостью, поскольку закрепляется во властных полит позициях , запечетлевается в исторической памяти на рода и передается из поколения в полколение. Деполитизация этноса и межэтнических отношений происходит оч медленно, поэтому многие этно-полит конфликты приобретают затяжной характер
Особенности урегулирования этнополит конфликтов. Процессы этнополит мобилизации являются обратимыми т.е наряду с мобилизацией возможна и демобилизация( угасание конфликтов) в этом случае важную роль играет 1) фактор времени ( кратковременное доминирование этнополит установок в массовых представлениях людей происходит как правило в период обострения межгрупповых противоречий 2) субъективный фактор ( готовность полит элит к компромиссу, соевременность принятых полит решений по разрешению возникшего кризиса и реальное осуществление этих решений.)
Выделяют 5 основных способов урегулирования этнополит конфликтов 1) Консоциация т.е инкорпарация этнических групп и их элит в политическую и админисмтративную структуру власти 2) синкретизм – культурное представительство этнического разнообразия( предоставление права на нац культурную автономию 3) федерализация т.е децентрализация и разделение власти по вертикали, которая предполагает передачу части властных полномочий региональным и этническим общностям 4) переход от определения гражданства по крови к определению его по почве , что предполагает получение гражданства любым человеком , рожденным на тер-и данного гос-ва. 5) символическая полтика- поиск истор признаков, героев, конструирование общих нац мифов , изъятие из публичного обихода и понятий, которые приобрели негативный смысл и замена их нейтральных. Для того, чтобы добиться успеха в урегулировании этно-полит конфликтов необходим целый ряд предпосылок- этничность должна быть деполитизирована и принципам человека в системе полит отношений этнический факт не дб занимать ключевое место. Следует помнить ,о то что недопущение этно-полит конфликтов и превентвные меры по их регулированию это более эффективный способ по их сдерживанию и регулированию чем попытки сформировать конструктивное возаимодействие сторон в рамках уже открытого этно-полит конфликта.
Пути и подходы, методы, разрешения конфликтов
СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ. Любой МО конфликт предполагает различные варианты своего завершения, МО конфликт может завершиться победой 1 стороны и полным поражением другой- такой конфликт как правило имеет вооруженную стадию, война может дать решающий вывигрыш 1 из сторон, но для такого развития событий нужны предпосылки, потенциальный победитель должен иметь не только перевес во всех ресурсах , используемых в вооруженной борьбе, но и умело ими пользоваться. История знает много примеров полного военного разгрома противник, который был вынужден соглашаться на безоговорочную капитуляцию. «я мир война, которая закончилась капитуляцией фашисткой Гер и Японии. Однако полная военная победа невозможна т.к ни 1 из противников не обладает явный превосходством . Если военные действия затягиваются и бесперспективность продолжения военной борьбы становистя явной, то стороны втянутые в конфликт задумываются о невооруженном способе выходом. Выбор в пользу военной борьбы неоптимален. В прошлом военное насилия рассматривалось как оправданный путь достижения полит целей. С древних времен до 19 века характер вооруженной борьбы менялся мало, по мнению фр политолога Арона хар-р вооруженной борьбы зависит от характера материально- технической базы общества, поскольку между совр и традиц обществом сущ-т весомые различия,,, то с переходом от1 общества к др меняется характер вооруженного противостояния. Арон пришел к выводу о том, что войны в традиционном обществе это неизбежное следствие естественного хар-ра МО. Войны в традиц обществе экономически рентабельны т.е победитель может окупить все расходы на ведение военных действий за счет военной добычи побежденной стороны и получить немалую прибыль. Плодами военной победы в первую очередь пользовались сами правящие монархи и близкие к ним слои общества, поэтому в традиц общ-ве существовал механизм воспроизводства военных конфликтов. В процессе модернизации ситуация менялась. Современное общество характеризуется важной ролью научного знания. А следовательно более высоким уровнем производительности труда. Современное общество отличается стремительным, техническим и военным техническим прогрессом. Меняются способы ведения вооруженной борьбы. Появляются все более совершенные виды оружия. Увеличивается число жертв военных действий. К издержкам войны добавляется так называемая «упущенная выгода», то есть время, упущенное на подготовку войны можно было потратить на улучшение благосостояния общества. С появление ядерного оружия война теряет рациональный смысл, хотя военная опасность сохраняется. В эпоху ядерного оружия вооруженные конфликты не исчезли из противостояния государств, однако все связанные с ними издержки настолько велики, что более рациональный является невооруженный способ разрешения конфликта. существуют различные альтернативы вооруженного пути развития международных конфликтов. Например, можно выйти из международного конфликта в одностороннем порядке, это означает – односторонний отказ от вооруженной борьбы на условиях противника, то есть речь идет о капитуляции, но в результате не военного поражения, а из за неготовности к ведению войны. Так было например в 1938 году в связи с кризисом Судецкой области в Чехословакии. Предъявляемый нацистской Германией требования первоначально были отвергнуты Чехословацким руководством, реального военного превосходства над Чехословакией не было, напротив Чехословацкая армия считалась одной из самых хорошо вооруженных в Европе. В Чехословакии была развита военная промышленность, кроме того Чехословакия была связана военными соглашениями с Францией и СССР. И Советский Союз выразил готовность оказать Чехословакии военную помощь даже если Франция откажется от своих обязательств. Однако Французское правительство вместе с правительством Великобритании заняли иную позицию, Чемберлен и Деладье, они стали проводить политику умиротворения гитлеровской Германии, с целью не допустить новой мировой войны в Европе и сохранить мир любой ценой. Но, по сути Великобритания и Франция подталкивали Чехословакию к капитуляции перед Германией, такая манипуляция была навязано Мюнхенским соглашением 1938 года, по которому Чехословакия отказалась от своей суверенной территории и приняла на себя обязательства снижающие свою обороноспособность. Вслед за этим последовал распад Чехословацкой республики и ее оккупация, большая часть ее территории Гитлеровскими войсками. В итоге вторая мировая война вопреки желанию участников Мюнхенского сговора вторая мировая война началась менее чем через год после того как Чехословакия была сдана Гитлеру. Это пример показывает, что мирное решение не всегда является лучшей альтернативой военному решению. Однако капитуляции без вооруженной борьбы не единственный способ мирного выхода из конфликтной ситуации, можно обратиться в судебные или иные международные инстанции с просьбой о мирном разрешении мирных вопросов, в этом случае все будет зависеть как от реальных возможностей третьей стороны, так и от позиции противоположной стороны конфликта. В любом случае способ для мирного выхода из конфликта следует искать совместно со всеми его участниками. Мирный путь выхода из конфликтной ситуации на двусторонней и многосторонней основе лежит через переговорный процесс, причем сами переговоры и процесс реализации достигнутых договоренностей требуют участия третьей стороны. Цель переговоров это поиск мирного варианта урегулирования международного конфликта. Общий термин мирное урегулирование подразумевает три направления мирного выхода из конфликтной ситуации и соответственно три типа возможных мирных соглашений.
1 ТИП. Понятие мирного урегулирования в узком смысле conflict management.Найти решение, которое устраивает все стороны конфликта очень непросто, значит необходимо найти такое решение, которое могло бы снять напряжение и сделать ситуацию предсказуемой и по возможности безопасной. Смысл управления конфликтом в таком случае сводится к достижению компромисса, который, не устраняя до конца причину конфликта, тем не менее, в той или другой степени удовлетворяет все стороны. Отношения между участниками конфликта нормализуются, и устраняется опасность применения вооруженного насилия. Достигнутые соглашения не могут дать полной гарантии, что споры не возобновятся вновь.
Чтобы избежать эскалации конфликта, необходимо стремиться к его полному разрешению. Добиться такого разрешения конфликта сложнее, чем просто управлять конфликтом. Для этого нужно полностью устранить причины конфликта. Такое решение должно отвечать следующим условиям. 1. Его должны поддерживать не только политические элиты, но и широкие массы населения. 2. Соглашения должны быть самодостаточными, то есть таким, чтобы его можно было реализовать без участия третьей стороны. 3. Соглашение должно быть добровольным и принятым без внешнего давления и принуждения. 4. Решение должно быть основано не на компромиссе, а на сотрудничестве, то есть полной реализации целей сторон. 5. Отношения между сторонами на основе достигнутых договоренностей должны приобретать новый позитивный характер.
На практике полное разрешение конфликта – это скорее исключение из правил, чем само правило.
3 ТИП. PREVENTION OF THE CONFLICT.
Наилучший вариант это предотвращение конфликта. Под этим термином понимается достижение соглашений по прекращению открытой вооруженной борьбы. Первоочередная задача для всех сторон заинтересованных в сохранении мира не допустить перехода конфликта в вооруженную фазу. Если вооруженная борьба уже началась, тогда важнейшей задачей становится ее прекращение. Например при помощи соглашения по прекращению огня. Но вооруженные силы сторон в данном случае, все равно будут противостоять друг другу, поэтом с оглашения по поводу прекращению огня лучше дополнить решение о разъединении сторон. Еще лучше соглашение о перемирии, которое включает в себя и прекращение огня, и отвод войск. Соглашения о перемирии заключается как временные, но действовать они могут весьма долго. Так например произошло с соглашением в Корее в 1953 году. Участниками корейской войны были первоначально 2 корейских государства КНДР И РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ. Позже в конфликт втянулись и другие страны, в первую очередь США и Китай. В результате достигнутых соглашений была создана демилитаризованная зона, из нее были выведены войска противоборствующих сторон. Хотя за последние пол века в демилитаризованной зоне случались некие конфликты, но в Его должны поддерживать не только политические элиты, но и широкие массы населения. 2. Соглашения должны быть самодостаточными, то есть таким, чтобы его можно было реализовать без участия третьей стороны. 3. Соглашение должно быть добровольным и принятым без внешнего давления и принуждения. 4. Решение должно быть основано не на компромиссе, а на сотрудничестве, то есть полной реализации целей сторон. 5. Отношения между сторонами на основе достигнутых договоренностей должны приобретать новый позитивный характер.
На практике полное разрешение конфликта – это скорее исключение из правил, чем само правило.
3 ТИП. PREVENTION OF THE CONFLICT.
Наилучший вариант это предотвращение конфликта. Под этим термином понимается достижение соглашений по прекращению открытой вооруженной борьбы. Первоочередная задача для всех сторон заинтересованных в сохранении мира не допустить перехода конфликта в вооруженную фазу. Если вооруженная борьба уже началась, тогда важнейшей задачей становится ее прекращение. Например при помощи соглашения по прекращению огня. Но вооруженные силы сторон в данном случае, все равно будут противостоять друг другу, поэтом с оглашения по поводу прекращению огня лучше дополнить решение о разъединении сторон. Еще лучше соглашение о перемирии, которое включает в себя и прекращение огня, и отвод войск. Соглашения о перемирии заключается как временные, но действовать они могут весьма долго. Так например произошло с соглашением в Корее в 1953 году. Участниками корейской войны были первоначально 2 корейских государства КНДР И РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ. Позже в конфликт втянулись и другие страны, в первую очередь США и Китай. В результате достигнутых соглашений была создана демилитаризованная зона, из нее были выведены войска противоборствующих сторон. Хотя за последние пол века в демилитаризованной зоне случались некие конфликты, но в целом перемирие на Корейском полуострове соблюдается, что весьма важно, поскольку на корейском полуострове сосредоточены крупные военные континенты Северной Кореи и США. Накоплены огромные запасы вооружений, а также существует опасность применения оружия массового поражения. Однако соглашение о перемирии не гарантирует того, что военные действия не будут возобновлены. Только полное преодоление конфликта может обеспечить прочный мир.
Мирное урегулирование во всех трех ТИПАХ должно осуществляться при соблюдении принципа постепенности. Этот принцип означает четкое понимание невозможности моментального решения всех накопившихся проблем. Принцип постепенности реализуется при наличии постепенных этапов в продвижении цели. Попытки игнорировать попытки постепенности, необоснованно перескакивать через этапы и спешить при принятии решения могут сорвать весь процесс мирного урегулирования. Проблема мирного урегулирования чаще всего возникает тогда, когда конфликт уже дошел до вооруженной стадии, поэтому в процессе мирного урегулирования выделяют следующие основные этапы.
1. Прекращение вооруженного насилия.
2. Установление прямых контактов между конфликтующими сторонами. Они необходимы.
3. Сам переговорный процесс.
4. Реализация достигнутых в ходе переговоров договоренностей.
На каждом этапе решаются свои задачи и их решение, в конечном счете, должно привести к мирному выходу из конфликтной ситуации. В процессе перехода от одного этапа к другому необходимо преодолевать недоверие между конфликтующими сторонами, переводить их взаимодействие в позитивную плоскость, этого бывает невозможно добиться без содействия третьей стороны.
Семинар.
1. Теоретические основы политической конфликтологии.
2. Понятие международный конфликт , основные составляющие и функции применения.
3. Типология конфликтов.
4. Этнополитические конфликты, их сущность и их особенности.