Особенности этно-полит конфликтов

Этнические кофликты

Сущность: национально-этническая дифференциация идентичность- это социальная реальность, которая не остается неизменной. Каждый человек имеет этнический потенциал. Все мы говорим на определенном языке, имеет расовые признаки, принадлежит к этнической общности. Этнический потенциал активизируется только при определенных условиях. Уровень активизации потенциала во многом зависит от политики, при определенных условиях ( системный кризис общества, распад государственности, изменение соц статуса этнической группы) происходит политизация этничности т.е возникает феномен- этнополитической мобилизации, которая является неизбежным следствием возникновения этно-полит конфликтов. В 1990 ее гг в России как и на всем постсоветском пространстве феномен этничности становится 1 из основных механизмов политической мобилизации и важнейшей причиной конфликтных противостояний. Этно-полит конфликт- частная форма социально политического конфликта , которая обладает специфическими особенностями.

1) Подавляющее большинство этнических конфликтов имеют политическую составляющую т.е в большей или меньшей степени они являются этно-политическими, следует различать горизонтальные и вертикальные этно-полит конфликты. Горизонтальные полит конфликты- конфликты между этническими группами ( Ферганская долина между узбеками и турками месхитинцами; между крымскими татарами и остальным населением Крыма). Вертикальные – конфликты между этнической группой и властью ( Чеченский, Карабахский, косовский). Но различия между горизонтальными и вертикальными конфликтами бывают условными, поскольку и в горизонтальные вмешивается государство

2) Этно-полит конфликты часто имеют статусную природу- предметом таких конфликтов часто бывает полит статус этнической группы. Причем причины конфликта может быть не только борьба за повышение статуса или борьба против дискриминации, но и опасения утратить уже имеющийся статус

3) Этно-полит конфликты не с только конфликты интересов сколько конфликты идентичности т.к участие в конфликте как правило предполагает отождествление человека с группой , участвующей в конфликте и его этническую индентификацию. Это порождает феномен конкурирующих культурных традиций т.е противоборство нац или этнических традиций в рамках многонационального социума, возможно острое соперничество религиозных, региональных традиций

4) Полит конфликт в процессе его развертывания может приобрести этническую основу ( конфликты политических элит- государственный или региональной элиты могут выступать как ресурсные и вслучаи их игнорирования они могут превратится в конфликты идентичностей, при этом чем дольше продолжается конфликт тем больше число людей в него вовлекается связанным с разрешением конфликта, повышения своего престижа или статуса

5) Вследствии сильной эмоциональной составляющей этнической идентичности этно-полит конфликты отличаются высокой степенью иррациональности, которая выражается в большом потенциале агрессивности , ненависти и враждебности, далеко выходящих за рамки рационального осознания интересов сторон

6) Специфической характеристикой динамики этно-полит конфликтов является большой потенциал эсколации конфликта и его быстрая эскалация

7) Для этно-полит конфликтов характерно полное доминирование деструктивного потенциала над конструктивной составляющей, поскольку стороны конфликта существуют в разных системах ценностей

8) Практически во всех случаях этно-полит конфликты являются многофакторными т.е имеет несколько объектов конфликта, например спор из-затер-и, проблемы соц-полит статуса этнической группы и этно-конфесиональные противоречия

9) Они трудно поддаются разрешению , поскольку возникает очень сложная задача найти пути удволетворения как нематерильных интересов так и требований повышения статуса, возврата исконных территорий, большего доступа полит власти, поэтому скорее можно говорит не о разрешении этно-полит конфликтов, а об их замораживании или преобразовании в менее деструктивную форму