Социальные страховые риски, их виды, страховые случаи
Становление социального страхования в Российской Федерации
Основные отличия добровольного и обязательного социального страхования
№ п/п | Добровольное социальное страхование | Обязательное социальное страхование |
Часть добровольной страховой деятельности, относящаяся к общественному сектору личного страхования. | Часть системы государственного страхования. | |
Регламентируется законами о страховании, о некоммерческих организациях | Регламентируется законами по вопросам обязательного страхования, о государственных внебюджетных фондах | |
Правила страхования определяются страховыми организациями или их объединениями. | Правила страхования определяются государством | |
Коллективное | Всеобщее, иногда исключая высокодоходные группы населения | |
Осуществляется страховыми некоммерческими организациями | Осуществляется государственными внебюджетными фондами | |
Страхователи - юридические и физические лица. | Страхователи - работодатели, работники, государство | |
Осуществляется за счет личных доходов граждан, прибыли предпринимателей. | Осуществляется за счет взносов работодателей, работников и субсидий из государственного бюджета. |
На рынке страхования от социальных рисков работают коммерческие страховые компании.
Важно на основе федерального законодательства регламентировать порядок осуществления уже введенных видов обязательного страхования, число которых сегодня превышает 40. В этой связи необходимо их пересмотреть и часть отменить.
Анализируя отношения, возникающие при обязательном страховании и государственном социальном страховании, можно сделать вывод, что в отдельных случаях их трудно разграничить.
Становление современной системы государственного социального страхования России приходилось на конец 1990 — начало 1991 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 был организован Пенсионный фонд РСФСР. Тогда же постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.90 был образован Фонд социального страхования. До 1992 г. предприятия и организации должны были уплачивать единый страховой взнос и на социальное страхование, и на пенсионное, который составлял 26 % от фонда оплаты труда. В 1992 г. работодатели платили уже два страховых взноса: 5,4 % — в Фонд социального страхования и 31,6 % — в Пенсионный фонд, из которых 28 % составляли взносы, направляемые непосредственно на пенсионное страхование, а 3,6 % — обязательное медицинское страхование.
Обязательное медицинское страхование было введено с принятием Закона о медицинском страховании граждан в РСФСР 28 июня 1991 г. Однако реально оно стало функционировать начиная с 1993 г., когда были созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). С 1993 г. страхователи уплачивают страховые взносы непосредственно в фонды ОМС по тарифу 3,6 %.
Государственное страхование по безработице было введено Законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. На 1992 г. тариф взносов был утвержден в размере 1 % фонда оплаты труда, 1993—1995 гг. — 2 %,а с1996г. — 1,5%.
С 1 января 2001 г. страховые взносы на обязательное государственное социальное страхование, пенсионное страхование и медицинское страхование уплачиваются в составе единого социального налога (ЕСН).
С января 2010 г. страховые взносы вновь уплачиваются во внебюджетные фонды.
Современная система государственного социального страхования в России представлена тремя самостоятельными государственными внебюджетными страховыми фондами: Фондом социального страхования РФ, Пенсионным фондом РФ, Фондом обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальные). Средства этих фондов являются федеральной государственной собственностью, не входят в состав федерального бюджета, бюджетов других уровней и не подлежат изъятию.
Фонды обязательного социального страхования в РФ являются автономными государственными фондами с особыми задачами и целевыми налогами, имеют статус государственных учреждений.
При осуществлении обязательного социального страхования социальным страховым риском признается предполагаемое coбытие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.
Страховым случаем считается событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому наступившему страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование осуществляется на случай наступления социального страхового риска — предполагаемого события, влекущего изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан.
Видами социальных страховых рисков являются:
• необходимость получения медицинской помощи;
• временная нетрудоспособность;
• трудовое увечье и профессиональное заболевание;
• материнство;
• инвалидность;
• наступление старости;
• потеря кормильца;
• признание безработным;
• смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
При наступлении страхового случая, представляющего собой реализацию социального страхового риска, возникает обязанность страховщика осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. Страховщик исполняет свои обязательства перед застрахованным лицом посредством страховых выплат или иных видов обеспечения.
2.5. Страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию
Страховым обеспечением по отдельным видамобязательного социального страхования являются:
• оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
• пенсия по старости;
• пенсия по инвалидности;
• пенсия по случаю потери кормильца;
• пособие по временной нетрудоспособности;
• пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
• пособие по беременности и родам;
• ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
• пособие по безработице;
• единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
• единовременное пособие при рождении ребенка;
• пособие на санаторно-курортное лечение;
• социальное пособие на погребение;
• оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Таким образом, декларированная цель социального страхования корректируется имеющимися финансовыми ресурсами и материализуется в более узком круге конкретных задач. К ним относятся:
• оказание материальной помощи нетрудоспособным гражданам (детям, пенсионерам, инвалидам);
• возмещение потерянного трудового дохода в периоды болезни, ухода за детьми, безработицы;
• предоставление медицинской помощи, охрана детства и материнства;
• перераспределение доходов и выравнивание уровня жизни различных социальных групп населения.