Причины и последствия конфликта

У всех конфликтов есть несколько причин. Основны­ми причинами конфликта являются: 1) ограниченность ресурсов, которые нужно делить, 2) взаимозависимость заданий, 3) различия в целях, 4) различия в представле­ниях и ценностях, 5) различия в манере поведения, в уровне образования, а также 6) плохие коммуникации.

1. Распределение ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей орга­низации.

2. Взаимозависимость задач. Возможность конфлик­та существует везде, где один человек или группа зави­сят в выполнении задачи от другого человека или груп­пы, поскольку их деятельность будет зависеть от деятель­ности других людей.

3. Различия в целях. Возможность конфликта увеличи­вается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные подразде­ления сами формулируют свои цели и могут уделять боль­шее внимание их достижению, чем достижению целей всей организации.

4. Различия в представлениях и ценностях. Пред­ставление о какой-то ситуации зависит от желания до­стигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объек­тивно оценивать ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и 'личных потребностей.

5. Различия в манере поведения и жизненном опы­те. Эти различия также могут увеличить возможность воз­никновения конфликта. Исследования показывают, что люди с такими чертами характера, как авторитарность, догматизм, скорее вступают в конфликт.

6. Плохие коммуникации. Плохая передача инфор­мации является как причиной, так и следствием конф­ликта. Она может действовать как катализатор конфлик­та, мешая отдельным работникам или группе понять си­туацию или точки зрения других.

Существование одного или более источников конфликта увеличивает возможность возникновения конфликтной ситуации в процессе управления. Однако, даже и при большей возможности возникновения конфликта, сторо­ны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. А во многих ситуациях человек бу­дет реагировать так, чтобы не дать другому добиться же­лаемой цели.

Следующая стадия конфликта как процесса — это уп­равление им. В зависимости от того, насколько эффек­тивным будет управление конфликтом, его последствия станут функциональными или дисфункциональными, что, в свою очередь, повлияет на возможность будущих конф­ликтов; устранит причины конфликтов или создаст их.

Функциональные последствия конфликта. Имеется два функциональных последствия конфликта:

1) проблема может быть решена таким путем, кото­рый приемлем для всех сторон, и в результате люди боль­ше будут чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений — враждебность, несправедливость и вынужденность посту­пать против воли;

2) стороны будут больше расположены к сотрудниче­ству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возмож­но, чреватых конфликтом.

Дисфункциональные последствия конфликта. Если не найти эффективного способа управления конфликтом, мо­гут образоваться следующие дисфункциональные послед­ствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей:

1. Неудовлетворенность, плохое состояние духа/рост текучести кадров и снижение производительности.

2. Меньшая степень сотрудничества в будущем.

3. Сильная преданность своей группе и конкуренция с другими группами организации.

4. Представление о другой стороне как о “враге”; пред­ставление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных.

5. Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами.

6. Увеличение враждебности между конфликтующи­ми сторонами по мере уменьшения взаимодействия и об­щения.

7. Смещение акцента: придание большого значения “победе” в конфликте, чем решению реальной проблемы.