Виды конфликтов
Конфликт — отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Чаще всего конфликт ассоциируют с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. Такое отношение четко прослеживается в трудах авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Эти подходы к эффективности организации в большей степени опирались на определение задач, процедур, правил, взаимодействий должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Считалось, что такие механизмы, в основном, устранят условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем.
Авторы, принадлежащие к школе “человеческих отношений”, тоже были склонны считать, что конфликта можно и должно избегать. Они обычно рассматривали конфликт как признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.
В настоящее время получила распространение точка зрения, что некоторые конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. В соответствии с этим выделяют два типа конфликта.
1. Конфликт считаетсяфункциональным, если он ведет к повышению эффективности организации.
2. Конфликт также может бытьдисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.
С точки зрения субъектов, вступающих в конфликт, может быть выделено четыре основных типа конфликта:
внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
1. Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы:
а)ролевой конфликт возникает, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы;
б) внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
2. Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.
3. Конфликт между личностью и группой. Он возникает:
а) если ожидания группы находятся впротиворечии сожиданиями отдельной личности;
б) если эта личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.
4. Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.
Часто из-за различия целей начинают конфликтовать друг с другом функциональные группы внутри организации.
Классификация конфликтов с точки зрения объекта в целом затруднительна, так как им может становиться практически любая ценность, любой предмет, любое право. Тем не менее можно предложить классификацию, которая имеет заведомо неполный характер. Итак, существуют следующие типы конфликта:
а) конфликты, в которых объектом выступает человек (ребенок в семейных спорах, любимый — любимая и т.д.);
б) конфликты вокруг материальных ценностей (предметы собственности, например, земля, дом, квартира, деньги, ценные бумаги и т.д.; условия труда и его оплата);
в) конфликты вокруг интеллектуальной собственности;
г) конфликты вокруг “престижных” объектов и/или объектов, способных принести выгоду (например, выгодная и престижная должность, за которую борются некоторое число претендентов);
д) конфликты, связанные с религиозной верой. Здесь можно выделить конфликты, протекающие внутри конфессий (раздоры по поводу толкования догматов веры, культа, церковной собственности и др.), и межконфессиональные конфликты;
е) конфликт, связанный с тем, что были нарушены представления одной из сторон о справедливости вознаграждения (например, спор вокруг награды, которая, по мнению одной из сторон конфликта, является незаслуженной; сюда же можно отнести и споры вокруг оплаты труда).