Лекция 3. Формирование и развитие личности

План

1. Социализация личности.

2. Периодизация развития личности.

3. Кризисы личностного развития.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных ус­ловиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведе­ния, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определя­ются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосаб­ливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание
выделить себя среди других, критическое отношение к
общественным нормам поведения).

В подростковом воз­расте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т. к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (17—20 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабаты­ваются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое
место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принима­ются группой, обществом. Если не принимаются, возмож­ны следующие исходы:

· сохранение своей непохожести и появление агрес­сивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

· изменение себя, «стать как все»;

· конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь пе­риод зрелости человека, весь период его трудовой деятель­ности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Посттрудовая стадия социализации рассматривает
пожилой возраст как возраст, вносящий существенный
вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс
передачи его новым поколениям.

Более детальный анализ процесса формирования лич­ности возможен на основе выделения для каждого возрас­та той ведущей деятельности, которая обусловливает глав­ные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Таблица 1

 

Период Ведущая деятельность Ведущая сторона социализации
1. Младенчество (0-1 г.) - этап «доверия к миру» Эмоциональное общение со взрослыми Освоение норм отношения между людьми
2. Раннее детство ( 1- 3 г.) – этап 2самостоятельности» Предметная деятельность Усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами
3. Дошкольное детство (3 – 6 – 7 лет) – этап «выбора инициативы» Игра Освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми
4. Младший школьный возраст (6 – 11 лет) – этап «мастерства» Учебная деятельность Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной сферы личности
5. Подростковый возраст (11 – 14 лет) Общение со сверстниками Освоение норм отношений между людьми
6. Юношеский (14 18 лет) – этап самодеятельности «мир и я» Учебно-профессиональная деятельность Освоение профессиональных знаний, умений.
7. Поздняя юность (18 – 25 лет) – этап «человеческой близости» Трудовая деятельность, профессиональная учеба Осознание новых норм отношений между людьми и профессионально-трудовых умений
8. Этап зрелости (25 – 50 лет) Трудовая деятельность, повышение профессиональной компетентности Развитие профессионально-трудовых умений и навыков, совершенствование в профессии.

2. Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общес­тво от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.

Пси­хосоциальная концепция развития личности (рис. 1), разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общест­ва, в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жиз­ни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта груп­па. Но постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что идут многие процессы изменения.

Формирование эгоидентичности — длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдви­гаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

1. На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричит, не зо­вет, ребенок как бы уверен, что мать придет и сделает то, что нужно). Динамика развития доверия зависит от мате­ри. Здесь важно не количество пищи, а качество ухода за ребенком, важна уверенность матери в своих действиях. Если мать тревожна, невротична, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяют мало внимания (на­пример, ребенок в доме сирот), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм. Сильно выра­женный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка.

2. Стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к ак­куратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки». Социальное неодобрение открывает глаза ре­бенка внутрь, он чувствует возможность наказания, фор­мируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение бу­дет положительно благоприятным для развития ребенка, если родители не будут подавлять желания ребенка, не будут бить за провинности.

3. В дошкольном возрасте 3—5,6 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, т. к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения ми­ром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т. е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внима­ния играм ребенка, то это отрицательно влияет на разви­тие ребенка, способствует закреплению пассивности, не­уверенности, чувству вины.

return false">ссылка скрыта

4. В младшем школьном возрасте ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологичес­кий эгос культуры. Если ребенок успешно овладевает зна­ниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе. При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с понима­нием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь.

5. В подростковом возрасте формируется центральная форма эго-идентичности. Бурный физиологический рост, половое со­зревание, озабоченность тем, как он выглядит перед дру­гими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования об­щества к подростку о самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полно­ценности, значимости, то подросток успешно создает це­лостную форму эго идентичности, находит свое «Я», при­знание себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний, про­исходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иж­дивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчи­вое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то такого, что мо­жет изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает, появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц про­тивоположного пола, враждебность, презрение к окружа­ющему обществу, чувство «не признания себя» со стороны окружающих людей. Если человек нашел себя, то иденти­фикация облегчается.

6. На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной груп­пой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство бли­зости, единства, сотрудничества, интимности с определен­ными людьми. Однако, если диффузия идентичности пере ходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляете изоляция, одиночество.

7. Центральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вклады­вает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологичес­кий и физиологический регресс. Как правило, такие отри­цательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития, если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.

8. После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершен­ной формы эгоидентичности на основе всего пути разви­тия личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь — это не­повторимая судьба, которую не надо переделывать, чело­век «принимает» себя и свою жизнь, осознается необходи­мость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря.

Стадии и по­ложительные - отрицательные выходы из каждой стадии приведены на рис. 1.

 

+ «+» окончательная форма эгоидентичности «принятия себя, жизни», мудрость. 1 «-» разочарование в жизни. Стадия 8 старость после 50 лет
+ «+» творчество, любимая работа, воспитание детей, забота о детях, удовлетворенность жизнью. «-»опустошенность, застой, регрессия.   Стадия 7 зрелость до 50 лет
+ «+» чувство близости, интимности, единство с людьми, любовь «-» изоляция, одиночество Стадия 6 молодость от 20 до 25 лет
+ «+» цельная форма эгоидентичности, находит свое «Я», верность себе, признание себя людьми   Стадия 5 юношеский от 11 до 20 лет
«-» диффузия идентичности, тревога, одиночество, инфантилизм, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность 1 юношеский от 11 до 20 лет
«+» уверенность в себе, компетентность - «-» неполноценность, неверие в свои силы Стадия 4 младший школьный от 6 до 11 лет
+ «+» инициативность, целеустремленность, активность, предприимчивость, самостоятельность «-» пассивность, подражание образцам, вина Стадия 3 дошкольный возраст игры от 3 до 6 лет
«+» автономия, самостоятельность, опрятность, воля «-» сомнение, стыд, зависимость от других Стадия 2 ранний детский возраст от 1 до 3 лет
«+» базальное доверие к миру, оптимизм, стремление к жизни ' «-» базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти   Стадия 1 младенчество

Рис. 1. Психосоциальная концепция развития личности Эриксона

3. Переход от одного периода к другому — это изменение сознания и отношений ребенка к окружающей действи­тельности и ведущей деятельности, это критические, пе­реходные возрасты, когда происходит ломка прежних со­циальных взаимоотношений ребенка и окружающих. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, прояв­ляют упрямство, негативизм, непослушание, строптивость.

Негативизм — это когда ребенок может отказаться делать то, что ему даже очень хочется, но если взрослые требуют этого, т. е. реакция ребенка обусловлена не содержанием требования взрослого, а отношением ребенка к взрослым. Упрямство — реакция ребенка, когда он настаивает не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал.

Строптивость — бунт ребенка против всего образа жизни, против норм воспитания, против всех взрослых. Если взрослые не изменяют своего поведения, то строптивость может долго удерживаться в характере. Болезненность и резкость критических возрастов усилива­ется по вине взрослых, если у них отсутствует умение гибко перестроить свои взаимоотношения с ребенком в связи с изменением его личности и повышением его са­мостоятельности.

К кризисным периодам (или просто кризисам) развития личности традиционно относят:

1. собственно возрастные кризисы;

2. возрастные кризисы, сочетающиеся со значительными изменениями в социальном статусе личности.

Среди кризисов первой группы выделяют большие кризисы (новорожденности, кризи­сы 3-х лет, подростковый кризис 13—14 лет), кризис «середины жизни» (35 – 45 лет); кризис пожилого возраста (50, 55 - … лет) и малые кризисы (кризис 1 года, 7 лет, 17—18 лет, кризис «молодости»). При больших кризисах перестраиваются отношения человека и общества. Малые кризисы внешне спокойно проходят, связаны с нарастанием умений, самостоятельности человека.

К второй группе кризисов относятся кризисы молодых специалистов, кризис молодоженов, кризис потери работы, пенсионный кризис.