По углу зрения на личность: (структурные и динамические).

· К числу структурных причисляют теории, для которых глав­ной проблемой является выяснение структуры личности и сис­темы понятий, с помощью которых она должна описываться.

· Динамическими называют теории, основная тема которых — пре­образование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.

4. С учетом возрастного диапазона: (дошкольный и школьный период жизни; все жизнь человека (с рождения до старости)).

· Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогиче­ской психологии, построен на рассмотрении ограниченного возра­стного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности.

· Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

5. По описываемым понятиям: (черты, качества, свойства или формы поведения)

· Внутренние свойства, черты и качества лично­сти.

· Внешние проявления, например поведение и поступки.

По мнению Б. Ф. Ломова, задача любой пси­хологической теории заключается в выявлении существенного в психике, раскрытии законов психических функций, процессов, состояний и свойств, в демонстрации того, как то или иное психическое явление возникает в данных кон­кретных условиях. Психологическая теория должна объяснять:

1) источники реальных про­тиворечий,

2) основания качественных преоб­разований в психическом развитии человека,

3) системный характер психических явлений и их детерминант,

4) рассматривать психичес­кое в его сложной динамике.

Тем не менее теории, в том числе и психо­логические, создаются людьми. Как отмечают Л. Хьелл и Д. Зиглер, краеугольные камни тео­рии личности коренятся в базисных представ­лениях ее автора о природе человека. Истори­ческий опыт развития психологических теорий личности убедительно доказывает это. Приме­ром тому наличие множества теорий личнос­ти, покоящихся порой на диаметрально проти­воположных взглядах ее авторов. Тем не ме­нее «хорошая» психологическая теория должна удовлетворять ряду требований.

Во-первых, теория должна обладать опре­деленной мерой обобщения, которая должна соответствовать специфике изучаемых явле­ний. Это значит, что, с одной стороны, теория раскрывает общие основания изучаемых яв­лений, а с другой — дает возможность иссле­довать особенное и единичное.

Во-вторых, «хорошая» теория строится на добротных, компактных и действенных посту­латах. В качестве таковых могут быть и общие философские положения, и теоретические вы­воды, полученные как в самой психологии, так и в других науках. Примеры таких постулатов приводились выше в виде дихотомических шкал, объясняющих природу человека.

В-третьих, теория должна обладать прогно­стической ценностью, т. е. предсказывать воз­можное развитие тех или иных явлений.

В-четвертых, теория должна быть проверя­ема. Хорошая теория та, которую можно про­верить при помощи эксперимента или путем анализа логических следствий, которые из нее вытекают.

В-пятых, теория должна соответ­ствовать фактам.

Пренебрежение перечисленными требова­ниями, подчеркивает Б. Ф. Ломов, «оборачи­вается тем, что психологические задачи бе­рутся решать дилетанты», что составляет сей­час одну из самых серьезных опасностей для психологии.

В свою очередь Л. Хьелл и Д. Зиглер фор­мулируют специфические критерии оценки психологической теории личности. К ним они относят следующие.

1. Широта охвата разнообразных феноме­нов. Чем большую сферу поведения че­ловека объясняет теория, тем более она многостороння. Другими словами, речь идет о мере обобщения теории. Другое
достоинство всесторонней теории в том, что она может служить логическим кар­касом для объединения и интеграции новых, разрозненных фактов.

2. Экономность теории означает возмож­но меньшее число исходных концепций постулатов, требуемых для объяснения каких-либо феноменов. Иными словами, экономная теория та, что не содержит из­быточного теоретического багажа.

3. Эвристическая ценность теории, т. е. в какой степени психологическая теория стимулирует других ученых проводить
дальнейшие исследования. Эвристическая ценность тем выше, отмечают авторы, чем точнее сформулированы рабочие опреде­ления концепций, т. е. с помощью чего они могут быть измерены или с какими наблюдаемыми характеристиками они со­относятся.

4. Верифицируемость, т. е. проверяемость положений теории независимым исследо­вателем. Для этого теория должна форму­лироваться таким образом, чтобы содер­жащиеся в ней концепции, гипотезы и предложения были ясно определены и ло­гически связаны между собой.

5. Внутренняя согласованность теории, т.е. теория должна быть свободна от внут­ренних противоречий; она должна объяс­нять несхожие феномены, следуя внут­ренней логике.

Сравнение двух перечней требований к «хорошей» психологической теории выявля­ет их относительное сходство. Так требова­ние Б. Ф. Ломова о мере обобщения согласу­ется с критерием широты охвата разнообраз­ных феноменов, наличие в теории добротных постулатов с критерием экономности, а про­веряемость — это русский эквивалент иност­ранного «верифицируемость».

Таким образом, разные исследователи, в разных странах, при­мерно в одно и то же время (1981 г. второе издание «Теории личности», 1984 г. — моно­графия Б. Ф. Ломова) формулирует почти идентичный перечень требований — крите­риев психологической теории, что повышает степень их обоснованности. Проведенный анализ места личности в си­стеме современного научного знания, преж­де всего, показал, что проблема личности ста­новится одной из актуальнейших в психоло­гии.

Во-вторых, именно в личности заключена специфика человека, отличающая его от животного.

В-третьих, проблема личности не является чисто психологической и исследуется многими общественными и естественными науками. Вместе с тем в психологии проблемой личности занимается ряд отраслей психологической науки.

В-четвертых, сложность и многоаспектность объекта изучения – личности – требует обоснованных критериев для оценки психологической теории.