Серман И. З. Гаврила Романович Державин. Л., 1967.

Державин Г. Р. Стихотворения. Л., 1957.

Литература

Державинская анакреонтика.

Жанр духовной оды в поэзии Г. Р. Державина.

Поэтический мир Г. Р. Державина

Семинар № 5

Пигарев К. В. Творчество Фонвизина. М., 1954.

Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.

Фонвизин Д. И. Бригадир. Недоросль. Любое издание.

Семинар № 4

Москвичева Г. В. Русский классицизм. М., 1978.

Стенник Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе. Л., 1981.

Берков П. Н. История русской комедии XVIII века. Л., 1977.

Смирнов А. А. Литературная теория русского классицизма. М., 1981.

Литература

Театр А. П. Сумарокова и эстетика русского классицизма.

1. Трагедия и комедия в жанровой системе русского классицизма: к вопросу об эстетике жанра.

2. А. П. Сумароков-трагедиограф: создание национального варианта исторической трагедии (на примере трагедий «Хореев», «Синав и Трувор», «Семира»).

3. «Эта трагедия покажет России Шекспира»: «Димитрий Самозванец».

4. А. П. Сумароков-комедиограф: от комедий-масок и комедий-положений («Тресотиниус», «Опекун») к комедии характеров ( «Рогоносец по воображению»).

Сумароков А. П. Димитрий Самозванец; Трнсотиниус; Опекун; Рогоносец по воображению // Сумароков А. П. Драматические произведения. Л., 1990.

Сумароков А. П. Хореев; Синав и Трувор // Русская литература – век XVIII. Трагедия. М., 1991.

Серман И. З. Русский классицизм: Поэзия. Драматургия. Сатира. Л., 1973.

Бочкарев В. А. Русская историческая драматургия XVII – XVIII веков. М., 1988.

«Горький смех русской Талии» в мире комедий Д. И. Фонвизина

1. «Сатиры смелый властелин»: комедии Д. И. Фонвизина в контексте реалий русской жизни екатерининской эпохи.

2. Проблема жанрового новаторства русской комедии в «Бригадире». Постижение форм национального быта.

3. Понимание русской культуры и русской истории в «Недоросле». Утопия и реальность.

4. Принципы художественного мышления комедиографа в «Недоросле»: своеобразие жанра, композиции, авторского метода.

Литература:

Фонвизин Д.И. Чистосердечное признание о делах моих и помышлениях (о постановке «Бригадира» ) // Фонвизин Д. И. Собр. соч.: в 2 т., М.-Л., 1959, т. 2.

Рассадин С. Б. Сатиры смелый властелин: Книга о Д. Фонвизине. М., 1985.

Стенник Ю. В. Фонвизин-сатирик и становление общественно-сатирической комедии («Бригадир», «Недоросль»)// Стенник Ю. В. Русская сатира XVIII века. Л., 1985.

Ключевский В. О. Недоросль Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы) // Ключевский В. О. Литературные портреты. М., 1991.

Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин: Творчество путь. М.;Л., 1961.

1. Специфика художественного метода поэзии Г. Р. Державина: жанровый и стилевой «перепутаж» (М. Н. Муравьева), снижение «гремящего» (А. Сумароков) звука оды, автобиографическое начало поэзии, поэзия как отражение реальной действительности,«говорящая живопись» державинской поэзии.

2. Жанровое многообразие русской оды в поэзии Г. Р. Державина. Ода «Фелица» как образец новой жанровой формы русской оды: утопия и реальность, проблема авторского идеала правителя.

3. Проблема жизни и смерти в поэзии Г. Р. Державина: «Водопад», « На смерть князя Мещерского».

Западов А. В. Поэты XVIII века: М. Ломоносов, Г. Державин. Литературные очерки. М., 1979.

Кабардин С. Н. К характеристике жанрового мышления Г. Р. Державина // Жанр и композиция литературного произведения: Межвузовский сборник, Петрозаводск, 1988.

Аверинцев С. С. Поэзия Державина // Из истории русской культуры (XVIII– начало XIX века). Т. 4., М., 1996.

Успенский Б. А. Язык Державина // Из истории русской культуры (XVIII– начало XIX века). Т. 4., М., 1996.

Романов Б. Духовные стихи Державина // Лепта, 1993 – № 4.

Жирмунская Т. « Я царь – я раб – я червь – я Бог!» // Жирмунская Т. Библия и русская поэзия. М., 1999.

Ионин Г. Н. Анакреонтические стихи Карамзина и Державина // XVIII век. Сб. 8, Л., 1969.

Афанасьева К. А. Державин и предромантизм // Филологические науки, 1994, № 3.