Основные задачи и направления социально-культурной деятельности.

Лекции по СКД

 

1. Основные термины СКД.

2. Понятияе СКД.

3. Эволюция культурно –просветительной работы

4. Особенности современной социокультурной ситуации.

5. Основные направления и содержание социально-культурной деятельности

Современная трактовка понятия социально-культурная дея­тельность (ее сути, задач и содержания) является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «со­циальная педагогика», в то же время она отражает эволюцию такого явления, как культурно-просветительная работа.

Культурная деятельность - это деятельность, направлен­ная на создание, сохранение, распространение культурных цен­ностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Социальная работа- деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их ма­териальных и духовных потребностей, обеспечивающая возмож­ность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.

Социальная педагогикасегодня интерпретируется как тео­рия социального воспитания человека на протяжении всех эта­пов его жизненного пути, как педагогический компонент соци­альной работы.

Социально-культурная деятельностьсоответственно мо­жет быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб­ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индиви­дуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направ­ленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

• целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвы­шение» духовных потребностей;

• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досу­говой квалификации, то есть умения рационально, содержатель­но и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовер­шенствования;

• создание условий для выявления и развития способно­стей личности, реализации ее творческого потенциала и пози­тивного самоутверждения.

Сегодня социально-культурная деятельность может рас­сматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосу­дарственных структур, сферой приложения усилий многочис­ленных общественных движений и инициатив, средством ис­пользования свободного времени различными группами населе­ния.

Современная социально-культурная деятельность не просто шире и многогранней прежней культурно-просветительной. Прин­ципиально то, что в ее основе лежит уже упомянутая выше субъект-субъектная модель организации культуры, досуга, просвещения. В соответствии с нею социальный работник (со­циальный педагог) выступает в качестве компетентного посредника между культурой и человеком или общностью людей, стимули­рующего активность и самодеятельность каждого из участников досугового объединения. Наиболее адекватной для такого типа со­циально-педагогического взаимодействия является педагогика со­трудничества, правда, не столько ее дидактические идеи, сколько сам принцип партнерства и совместного движения к цели.

Задачи, а тем более конкретное содержание социально-культурной деятельности, не являются неизменными, раз и навсегда данными. Они отражают динамику общественной жизни, диктуются ее потребностями, особенностями социокультурного развития.

Каковы же наиболее значимые особенности и тенденции, характеризующие современную социокультурную ситуацию?

Особенно важным представляется изменение отношения к самому досугу: признание его самоценности, освобождение от узкоутилитарной ориентации на воспроизводство средствами рекреации эффективного, высокопроизводительного работника.

Однако нужно признать, что пик общественной активности и инициативы в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы. Сегодня наблюдается заметный спад, резче обо­значились негативные тенденции, поначалу не вызывавшие осо­бого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, пре­жде всего экономического характера, и даже кризисные явления.

В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.

Вообще роль искусства в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической ис­кушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вы­теснение поп-культурой сопровождается размыванием ценност­ной иерархии в художественной сфере.

Сегодня наша интеллигенция (только не следует путать ее с так называемым средним классом, ориенти­рованным в большей мере на престижные ценности быта и качест­венную массовую культуру, чем на высокое искусство), именно интеллигенция в ее традиционном понимании (школьные учителя, врачи, инженеры, научные сотрудники, вузовские преподаватели, музейные и библиотечные работники и другие) оказалась не только материально, но и морально в довольно унизительном положении. Она нуждается в социальной помощи и защите, хотя в общепринятом смысле объектом социальной заботы считаются совсем уж малообеспеченные слои населения, инвалиды, небла­гополучные контингенты, маргинальные группы.

В данном же случае речь идет о категории людей относи­тельно благополучных, хорошо образованных, отличающихся достаточно высоким духовным потенциалом, чьи интересы нуж­даются в защите особого рода - социокультурной, так как эти люди оказались в ситуации прогрессирующего сужения куль­турного пространства своей жизнедеятельности.

Сложившаяся ситуация находится в несомненном противо­речии с принятыми в 1992 году Основами законодательства Рос­сийской Федерации о культуре, в которых среди прочих провоз­глашаются и такие права человека, как право на культурную деятельность, право на личную культурную самобытность', право на приобщение к культурным ценностям', право на гу­манитарное и художественное образование; атакже право создавать общественные объединения в области культуры .

Немало уже существующих любительских формирований, клу­бов по интересам, творческих студий прекратили свою деятель­ность, распались по названным причинам. Вот почему столь важной задачей социокультурной работы в современных условиях является защита прав человека на доступ к культурным цен­ностям, на полнокровное участие в культурной жизни и удовле­творение его запросов в сфере досуга. Реализация этих прав яв­ляется для многих людей одним из условий сохранения их чело­веческого достоинства и ощущения полноты жизни.

Суть социальной работы, как известно, заключается в том, что она создает условия для достойной жизни человека как субъ­екта общества, содействует его полноценному социальному функционированию, в том числе и в области культуры и досуга, помогает удовлетворить разнообразные как материальные, так и духовные интересы. «Невозможность для человека удовлетво­рить свои потребности, ущемление социальных потребностей, состоящее в дефиците общения, образования, доступа к профес­сии, социальных услуг, - это сфера компетенции социального работника». В этом плане социокультурная деятель­ность закономерно рассматривается как одно из важных направ­лений социальной работы.

Как указывается в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, человек имеет право на получение худо­жественного образования, что, по сути, является для него усло­вием доступности (в смысле понимания) и притягательности высших ценностей культуры. Для художественно необразован­ного человека признанных шедевров искусства просто не существует. Между тем способность наслаждаться творениями миро­вой художественной культуры является свидетельством духов­ного богатства человека как личности.

Сфера досуга, как известно, - сфера свободного выбора. Поэтому решающим здесь становится мастерство педа­гога-воспитателя, специалиста по организации досуговой дея­тельности: сумеет ли он сделать ценности культуры и искусства притягательными для подростка, для молодого человека, сможет ли он пробудить к ним интерес? Не навязать и тем самым вну­шить отвращение, а помочь открыть для себя ранее неведомую область, даже не культуры, а жизни.

В известном смысле работнику культуры сложнее, чем учителю, чей предмет явля­ется обязательным.

Характеризуя столь нелестно современную социокультурную ситуацию, отметим, что дело здесь отнюдь не в предвзятом отборе исключительно негативных моментов. Будущий менеджер социально-культурной сферы нуждается в ясном понимании ее проблем и тех условий, в которых ему предстоит работать. Он должен уметь реально оценивать трудности, ко­торые придется преодолевать, и четко представлять себе весь комплекс стоящих перед ними задач.

Назовем еще раз те из них, которые диктуются особенностя­ми современной ситуации и конкретизируют

основные направления и содержание социально-культурной деятельности:

• противостоять девальвации культуры, «размыванию» критериев оценки ее ценностей, способствовать сохранению культурной преемственности поколений;

• обеспечить социокультурную защиту права людей на дос­туп к высоким образцам искусства, на удовлетворение своих ду­ховных потребностей, права на личную культурную самобытность;

• создавать условия для содержательного и развивающего досуга населения, реализации его права на художественное обра­зование и любительское творчество, способствовать повышению досуговой культуры каждого человека;

• стимулировать развитие общественной активности и инициативы в создании различных самодеятельных формирова­ний в сфере досуга, оказывать любительским объединениям компетентную и действенную поддержку и помощь;

• осуществлять дифференцированный подход в работе с различными возрастными и социальными группами населения, в том числе с продвинутым в культурном отношении континген­том, обеспечивая реализацию его интеллектуального и культуро-творческого потенциала;

• эффективней использовать в социокультурной работе перспективные и популярные у населения формы и средства ор­ганизации досуговой деятельности, освоить в этом качестве воз­можности экранных искусств и основных каналов их проката.

 

 

2. Сущность социально-культурных технологий.

1. Определение понятия «технология».

2.Структура технологического процесса в учреждениях культуры:

3. Классификация технологий.

4. Сущность технологий.

5. Элементы технологий.

 

В настоящее время в России происходит процесс становле­ния новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному само­определению человека, увеличению роли науки в создании педа­гогических технологий.

Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяется, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования.

Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включает" научную разработку и практическое обоснование но­вых идей и технологий, внедрение компьютерных средств обу­чения с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и в термино­логию социально-культурной сферы.

Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для этого понятия. Так, в толковом словаре В. Даля мы читаем: «технология» - это совокупность приемов, применяющихся в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и оп­ределения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов, и их взаимодейст­вия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

В учебном пособии «Основы социально-культурной дея­тельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают, что технология - это механизм реализации теории в практику соци­ально-педагогической деятельности.

По нашему мнению, технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые исполь­зуются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.