Лекция 1. Методологические основы стратегического планирования

Литература

Заключение

Расово-антропологическая школа в социальной науке складывалась с середины XIX в. Среди ее представителей были философы, историки, биологи, антропологи. С различными вариациями эта школа подчеркивала неравноценность человеческих рас и антропологических типов, выражающуюся в неравноценности соответствующих психических, социальных и культурных черт. Представители этой школы обосновывали пагубность смешений рас и антропологических групп. Вместе с тем в концепциях Гобино тезис о неравноценности различных рас сочетался с утверждением о равноценности различных цивилизаций и культурным релятивизмом. Это было новым явлением в социальной мысли того времени, в которой господствовали идея прогресса и представление о превосходстве европейской культуры.

Исследования антропологов – представителей школы – были чрезвычайно примитивными с точки зрения современных антропологических методик. При этом они вдохновлялись бурно расцветавшими в то время мифами об “арийцах”, “тевтонцах”, “германцах” и т. п. Антропометрические признаки, которым они придавали такое важное значение, в частности головной указатель, в действительности не находятся в тесной связи с социальным статусом и распределены среди самых разных социальных групп. Хотя расовые и антропологические различия существуют реально, специфические особенности различных обществ и культур зависят прежде всего не от них, а от сочетания разнообразных и изменчивых факторов: природных, исторических, социальных и культурных. Данные различных социальных наук убедительно демонстрируют тот факт, что одни и те же расы и антропологические типы обнаруживают самые разнообразные качества в зависимости от социальных и культурных ситуаций. Тезис о пагубности расовых смешений также не находит подтверждения научными данными.

Основные идеологические функции расово-антропологических теорий состояли и состоят в обосновании необходимости привилегий (уже имеющихся или тех, к которым стремятся) определенных социальных групп и слоев, в переключении социальных напряжений и конфликтов на этнические и расовые, а также в обосновании экспансионистской внешней политики.

Декларации о необходимости развития общества посредством “культивирования” рас неизбежно оборачивались призывами обеспечить наиболее благоприятные условия, т. е. привилегии для “высшей” расы. Эта раса может быть представлена “высшими” классами и слоями; наследственной аристократией, людьми “пролетарского происхождения” (например, в 20-е годы в СССР выходцы из дворян и буржуазии лишались прав только по причине своего происхождения, становясь “лишенцами”) и т. п. Это классовый расизм. “Высшая” раса может представляться каким-либо “избранным” народом или этнической группой (например, в идеологии национал-социализма). Это этнический расизм.

Не случайно представители расово-антропологической школы были, как правило, противниками демократии, ненавидели либеральные ценности. Декларируемое стремление поставить антропологические факторы на службу обществу и культуре, как правило, скрывало в себе противоположное стремление: поставить общество и культуру на службу определенной “расе” или группе, выделяемой по признаку происхождения (классового, сословного или этнического). Поскольку реальные факты не подтверждали расистских постулатов, понятие расы (а также класса, сословия, этноса, определяемых по признаку биологического происхождения) неизбежно приобретало символический или мистический смысл.

На протяжении последних десятилетий влияние концепций расово-антропологической школы не присутствует в более или менее значительных социологических теориях. Оно, однако, присутствует в идеологиях и идеологических программах различных тоталитарных режимов и тоталитаристских политических движений.

Представители расово-антропологической школы обратили внимание исследователей на значение взаимодействия биологически наследуемых постоянных антропологических признаков, с одной стороны, и социальных и психических черт с другой. Но истолкование этого взаимодействия, как правило, сопровождалось такой мифотворческой нагрузкой, что научная ценность этих концепций становилась минимальной, нулевой или отрицательной. Поэтому для истории социологии расово-антропологическая школа – это не столько источник серьезных идей, сколько интересный и поучительный объект изучения, позволяющий лучше понять механизмы рационализации расовых, этнических и классовых предрассудков. Несомненно, важное значение в современном обществе имеют исследование и практический учет влияния биологической наследственности на здоровье населения, комплекс проблем, изучаемых евгеникой и медицинской генетикой. Но эта проблематика находится главным образом за пределами социальной науки. Что касается междисциплинарных исследований, находящихся на стыке социологии, антропологии, этнологии, генетики и т. д. , то их перспективность несомненна.

1. Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983. Т. 4.

2. Чебоксаров H. Н. Расы // БСЭ. 3-е изд., М., 1975. Т. 21.

3. Gobineau A. de. Essai sur l’inйgalitйdes races humaines. P., 1853. T. l.

4. Chamberlain H. S. Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts. 9. Aufl. H. 1-2. Mьnchen, 1909.

5. Чемберлен X. С. Арийское миросозерцание. М., 1913.

6. Grant M. The Passing of the Great Race. N. Y., 1916.

7. Vacher de Lapouge. Race et milieu social. Essai d’anthroposociologie. P., 1909.

8. Vacher de Lapouge J. Les sйlections sociales. P., 1896.

9. Ammon O. Die Gesellschaftsordnung und ihre natьrliche Grundlagen. Jena, 1895.

10. Вольтман Л. Политическая антропология. СПб., 1905.

11. Вольтман Л. Теория Дарвина и социализм. СПб., 1900.

12. Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. СПб., 1875.

13. Ломброзо Ч., Ляски Р. Политическая преступность и революция. СПб., 1906.

 

1 См., в частности, его произведения в русских переводах: Век Возрождения / Пер.
с фр. Н. М. Горбова., М., 1913; Кандагарские любов­ники / Пер. с фр. И. Мандельштам. Пг., 1923; Влюбленные из Кандагара. (Тот же рассказ в переводе Рюрика Ивнева.) М.; Л., 1926; Вели­кий чародей / Пер. с фр. Р. М. Ивнева. Л., 1926.

2 “Краснокожие”, по Гобино, – результат смешения “желтой” и “черной” рас.

3 Гобино подвергает критике европоцентристские оценки других народов: “Из-за того, что внешний облик их цивилизаций не напомина­ет наш собственный, мы склонны часто поспешно заключать, что либо они варвары, либо они ниже нас в достоинствах. Нет ничего более по­верхностного и, следовательно, более подозрительного, чем заключение, сделанное из подобных оснований” [там же, 149]. Такие суждения не противоречат его утверждению относительно превосходства “белой” ра­сы; ведь с его точки зрения все цивилизации, как европейские, так и неевропейские, созданы прежде всего ее усилиями.

4 Под головным указателем в антропологии понимается процентное отношение наибольшей ширины головы к ее наибольшей длине. Поня­тие было введено шведским анатомом А. Ретциусом в 40-х годах XIX в.

 

 

1. Влияние современных тенденций развития экономики, её глобализации на новую идеологию планирования

2. Специфические особенности, подходы и методы стратегического планирования.

3. Общие принципы управления, основные принципы планирования и специфические принципы стратегического планирования.

 

Понятие стратегического планирование в литературных источниках зачастую не имеет чёткого определения. Известно, что стратегическое планирование зародилось и получило наибольшее развитие, прежде всего в военной области, и означало «искусство генерала находить правильные пути к достижению победы», сейчас стратегическое планирование используется и в других областях, в том числе и в экономике. Так американский учёный Рассел Акофф отмечает, что о стратегическом планировании правильнее думать как об управлении неким набором проблем, проблемным месивом. Основная цель страт планирования заключается в моделировании будущей успешной деятельности предприятия. Стратегические планы определяют основные направления развития предприятия, в них обозначается определённые ниши для хозяйственной деятельности, которые в дальнейшем подлежат заполнению средствами оперативного планирования. Стратегическое планирование характеризуется следующими особенностями:

1. Неопределённость, подвижность рыночной среды, присущая рыночной экономике, которая обуславливает необходимость выработки соответствующей направленности развития предприятий. Планирование позволяет предприятию пытаться избежать рисков или, по крайней мере, ослабить их негативные последствия, а также обеспечить его дальнейший рост, то есть планирование является инструментом преодоления неопределённости и способом прояснения внутренних и внешних условий деятельности предприятий.

2. Научно технический прогресс, приводящий к коренным качественным преобразованиям производства и, усилению его влияния на конкурентоспособность предприятия требует предвидеть возможные результаты НТП и заблаговременно осуществлять мероприятия по их использованию или переориентированию деятельности предприятия. Применение стратегического планирования создаёт важнейшие преимущества в функционировании предприятий:

a. во-первых, это подготовка к изменениям во внешней среде,

b. во вторых увязка его ресурсов с изменениями внешней среды,

c. в третьих, прояснение возникающих проблем,

d. в четвертых координация работы различных структурных подразделений,

e. в пятых, улучшение контроля на предприятии

Эти обстоятельства наполняют новым содержанием понятие стратегическое планирование и определяют его также как способ реализации стратегии принятый хозяйствующим субъектом. Современное сложное и быстро меняющееся окружение в котором функционирует организация требует большой гибкости в системах планирования. Это способствует их совершенствованию, снижая степень формализации, приводя к более короткому горизонту планирования и соответственно более частым корректировкам планов. По некоторым оценкам такой документ как стратегия развития предприятия на несколько лет имеет каждое третье предприятие России. Причём больше всего страт планирование больше развито на предприятиях с экспортной ориентацией, а также ВПК. Как отмечает Дэвид Аакер, стратегический план, нацеленный на успех должен учитывать интернациональные условия бизнеса при объективной глобализации внутренних бизнес процессов. Современная экономика характеризуется высокой степенью глобализации. К признакам глобализации экономики относятся:

1. появление и развитие транснациональных корпораций

2. появление супер конкуренции

3. глобальное производство и глобальный маркетинг

Учитывая вышеизложенное, под стратегическим планированием деятельности предприятия следует понимать управленческий процесс разработки специфических стратегий различной степени неопределённости, временной ориентации и горизонта планирования на основе соизмерения целей, ресурсов и возможностей предприятия.

 

Концепция стратегического планирования включает 3 элемента:

1. Процедура стратегического планирования

2. Методология стратегического планирования

3. Логика стратегического планирования

Собственно процедура стратегического планирования раскрывается через следующий элемент: Прогнозирование, программирование, проектирование.

Стратегическое прогнозирование это синтез нормативного сценарного эвристического и конечно же экспертного методов, результатом которого является выраженное в словесное математической или иной форме суждение о возможном состоянии организации, региона, страны в целом в будущий период времени. Стратегическое прогнозирование предназначено решать задачи оценки существующего состояния объектов управления, тенденций их развития и влияния факторов внешней и внутренней среды. Как правило различают 2 вида прогнозов: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный (реалистический).

Стратегическое программирование это система экономико-производственных, организационно-технических мероприятий направленных на разработку стратегий развития определённых отраслей экономики и направлений деятельности организации. Выделяют следующие уровни целевого программирования:

1. Макроэкономический, подразумевающий решение проблем влияющих на национальную экономику в целом.

2. Межотраслевой, когда программа охватывает группы однородных, технологически связанных отраслей.

3. Общеотраслевой, когда реализация программы имеет значение для развития одной отрасли.

4. Региональный (муниципальный) – подразумевающий решение спектра проблем в рамках одного региона.

5. Уровень предприятия.

Разработка программы включает:

1. определения важных проблем или целевой зависимости,

2. количественное уточнение цели,

3. детализация задач по периодам,

4. формирование комплекса мероприятий,

5. оценка ресурсного обеспечения программы

6. оформление программных документов, доведение рекомендаций до исполнения.

 

Стратегическое проектирование заключительная процедура стратегического планирования, которая предусматривает стратегические планы всех уровней управления, как на макро - так и на микро-уровне ая процедура стратегического планирования, которая предусматривает стратегические планы всех уровней управления, как на макро - так и на микро-уровне и горизонтов планирования.

Методология это инструментарий по изучению возможностей использования в практической деятельности законов, определяющих развитие экономики. Здесь выделяют следующие методы:

1. Балансовые

2. Нормативные

3. Программно-целевые

4. Экономико-математические

5. Экспертные

Методологические подходы к планированию определяют тот инструментарий, который будет использован, а также временную ориентацию типов планирования. Рассел Акофф выделил следующие методологические подходы к стратегическому планирования:

 

Ориентация Прошлое Настоящее Будущее
Реактивная + - -
Инактивная - + -
Преактивная - - +
Интерактивная + + +

 

Логика стратегического планирования – упорядоченная последовательность, согласованность процедур планирования, связанная с решение проблем стратегического развития. Логика основывается на единстве процесса разработки и реализации процесса контроля за выполнением плана. Логика страт планирования включает:

1. Формулирование цели

2. Уточнение параметров достигнутого уровня

3. Определение объёма и структуры потребностей в плановом периоде

4. Определения объёма и структуры ресурсов

5. Балансирование потребностей и ресурсов

 

 

Принцип – объективная категория выражающая совокупность действия законов развития применительно к возможности выполнения стратегических программ, проектов и планов. Основные принципы управления:

1. Принцип научной обоснованности и эффективности управленческих решений

2. Принцип системности и комплексности

3. Принцип единоначалия и коллегиальности

4. Принцип единства экономики и политики при несомненном приоритете политики

5. Сочетание отраслевого и территориального подхода в управлении

Анри Файоль предложил 4 основных принципа планирования:

1. Непрерывность – преемственность планов и их корректировка

2. Единство, холизм – системный характер планирования

3. Гибкость – зависимость от внешних и внутренних условий

4. Точность

Рассел Акофф предложил ещё и принцип участия.

 

Локальные принципы стратегического планирования:

1. Оптимальная пропорциональность на основе выделения ведущих звеньев

2. Единство и комплексность прогнозов стратегических программ и правил

3. Единство процесса разработки обеспечения выполнения и проверки стратегических программ

4. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулировании личной и коллективной заинтересованности в выполнении заданий стратегических программ и планов.