Развитие романтической элегии

Практическое занятие № 2

Формирование романтической элегии

Практическое занятие № 1

Практические занятия

по дисциплине «Русская литература XIX века (I часть)»

План:

1.Элегия как литературный жанр; генезис и эволюция элегии.

2.Элегия в поэтике традиционализма. Жанровый закон элегии (тематика, основные мотивы, целевые установки и представления об адресате, жанровая доминанта).

3.Начало процесса деканонизации жанра элегии в творчестве романтиков.

4.Элегический жанровый закон в “Меланхолии” Карамзина.

5.Элегия Жуковского:

а) синтез романтизма и сентиментализма в элегиях “Сельское кладбище” и “Вечер”, следование жанровому закону в этих произведениях; “элегический идеал души” и формирование романтической коллизии;

б) “Море”: деканонизация элегии.

6.Элегия Батюшкова:

а) “Элегия из Тибулла”: следование канону элегии эпохи традиционализма; перевод Батюшкова и элегия античности;

б) “Разлука”, “Пробуждение”: традиции жанра и новаторство тематики и героя. Романтизация конфликта.

Литература:

Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 229 – 231, 359 – 383.

Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: “элегическая школа”. – СПб., 1994.

Григорьян К.Н. “Ультраромантический род поэзии” (Из истории русской элегии) // Русский романтизм. – Л., 1978. С. 79 – 117.

Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Афанасьев В.В. “Редеет облаков летучая гряда…” (Русская элегия эпохи романтизма) // Афанасьев В.В. Свободной музы приношенье. – М., 1988. С. 89 – 119.

Гаспаров М.Л. Три типа русской романтической элегии: (Индивидуальный стиль в жанровом стиле): (А.Пушкин, Баратынский и Жуковский. Элегии) // Контекст, 1988. – М., 1989. С. 39 – 63.

Григорьян К.Н.Пушкинская элегия. – Л.,1990.

Методические указания:

1. Опираясь на учебную и научную литературу, изучите теоретические вопросы, определите, что собой представляет жанровый канон элегии, пути развития жанра элегии.

2. Выполните анализ элегий Н.М.Карамзина “Меланхолия”, В.А.Жуковского “Сельское кладбище”, “Вечер”, “Море”, К.Н Батюшкова “Элегия из Тибулла” (1814), “Разлука” (1815), “Пробуждение” с точки зрения их соответствия жанровому канону элегии, развития жанра.

План:

1. Романтическая элегия как неканонический жанр.

2. Романтический конфликт и его отражение в жанре элегии.

3. Своеобразие героя романтической элегии.

4. Элегия “Ты посетить, мой друг, желала…” К.Ф.Рылеева как жанровая модальность; отход от канона любовной элегии в этом произведении.

5. Деканонизация элегии в творчестве Е.А.Баратынского: своеобразие тематики, изменение целевых установок элегического жанра, трансформация лирического героя. Своеобразие романтизма Баратынского в его любовных элегиях.

6. Жанр элегии в творчестве А.С.Пушкина:

а) “Деревня”: следование традициям элегического канона и новаторство;

б) своеобразие романтической элегии Пушкина (“Погасло дневное светило…”, “Редеет облаков летучая гряда…”);

в) Реалистическая элегия Пушкина как жанровая модальность, “образ жанра”. Своеобразие поэтики и идейного содержания.

Литература:

Афанасьев В.В. “Редеет облаков летучая гряда…” (Русская элегия эпохи романтизма) // Афанасьев В.В. Свободной музы приношенье. – М., 1988. С. 89 – 119.

Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 359 – 383.

Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: “элегическая школа”. – СПб., 1994.

Гаспаров М.Л. Три типа русской романтической элегии: (Индивидуальный стиль в жанровом стиле): (А. Пушкин, Баратынский и Жуковский. Элегии) // Контекст, 1988. – М., 1989.

Григорьян К.Н. Пушкинская элегия. – Л.,1990.

Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Григорьян К.Н. “Ультраромантический род поэзии” (Из истории русской элегии) // Русский романтизм. – Л., 1978. С. 79 – 117.

Методические указания:

1. Опираясь на учебную и научную литературу, изучите теоретические вопросы, определите, каковы отличия романтической элегии от канонических образцов этого жанра.

2. Выполните анализ элегий К.Ф.Рылеева “Ты посетить, мой друг, желала…”, Е.А.Баратынского “Разуверение”, “Признание”, “Оправдание”, А.С.Пушкина “Деревня”, “Погасло дневное светило…”, “Редеет облаков летучая гряда…”, “На холмах Грузии…”, “Дар напрасный, дар случайный…”, “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”, “Безумных лет угасшее веселье…”, (“Элегия”) с точки зрения трансформации жанра в творчестве этих авторов.