Определение 3 группы инвалидности

Определение 2 группы инвалидности

Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности либо их сочетанию. Показания к установлению 2 группы инвалидности:

  • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • неспособность к трудовой деятельности или способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
  • неспособность к обучению или способность к обучению только в специальных учебных заведениях, или по специальным программам в домашних условиях;
  • способность ориентации во времени и в пространстве, требующая помощи других лиц;
  • способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц;
  • способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц.

Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойкими незначительно или умеренно выраженными расстройствами функций организма, обусловленными заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетание.

Показания для установления 3 группы инвалидности:

  • способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств;
  • способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния;
  • способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
  • способность к выполнению трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объема производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;
  • способность к ориентации во времени и в пространстве при условии использования вспомогательных средств;
  • способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации.

 

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются:

  • общее заболевание,
  • трудовое увечье, профессиональное заболевание,
  • инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны,
  • военная травма, заболевание, полученное в период военной службы,
  • инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска,
  • иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

 

Инвалидность - не свойство человека, а препятствия, которые возникают у него в обществе. На причины этих препятствий существуют различные точки зрения, из которых две наиболее распространены:

1. Медицинская модель усматривает причины затруднений инвалидов в их уменьшенных возможностях.

Согласно ей, инвалиды не могут делать что-то, что характерно для обычного человека, и поэтому вынуждены преодолевать трудности с интеграцией в обществе. Согласно этой модели, нужно помогать инвалидам, создавая для них особые учреждения, где они могли бы на доступном им уровне работать, общаться и получать разнообразные услуги. Таким образом, медицинская модель выступает за изоляцию инвалидов от остального общества, способствует дотационному подходу к экономике инвалидов.

Медицинская модель долгое время преобладала в воззрениях общества и государства, как в России, так и в других странах, поэтому инвалиды по большей части оказывались изолированными и дискриминированными.

2. Социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности в том числе и людей с различными ограничениями.

Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособление условий жизни в обществе и для инвалидов в том числе. Это включает в себя создание так называемой доступной среды (пандусов и специальных подъемников для инвалидов с физическими ограничениями, для слепых дублирование визуальной и текстовой информации по Брайлю и дублирование звуковой информации для глухих на жестовом языке), а также поддержание мер, способствующих трудоустройству в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.

Социальная модель пользуется все большей популярностью в развитых странах, а также постепенно завоевывает позиции и в России. Активным пропагандистом такой модели в России стала региональная общественная организация инвалидов «Перспектива».

МКФ (Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья) в качестве модели инвалидности

Обычно выделяют две главные концептуальные модели инвалидности. Медицинская модель рассматривает инвалидность как свойство, присущее человеку в результате болезни, травмы или иного воздействия на состояние здоровья, которое требует медицинской помощи в виде непосредственного лечения у специалистов. Инвалидность по этой модели требует медицинского или иного вмешательства или лечения с тем, чтобы «исправить» проблему человека. С другой стороны, социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как свойство человека. Согласно социальной модели, инвалидность требует политического вмешательства, так как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения.

Сами по себе, эти модели недостаточны, хотя обе они частично обоснованны. В настоящее время стали говорить о третьей, так называемой биопсихосоциальной модели инвалидности, которая совпадает с современными подходома к пониманию природы болезни человека и организации процесса его лечения. Инвалидность - это сложный феномен, который является проблемой как на уровне организма человека, так и на социальном уровне. Инвалидность всегда представляет собой взаимодействие между свойствами человека и свойствами окружения, в котором этот человек проживает, но некоторые аспекты инвалидности являются полностью внутренними для человека, другие же, наоборот, только внешними. Другими словами, и медицинская и социальная концепции подходят для решения проблем, связанных с инвалидностью; мы не можем отказываться ни от того, ни от иного вмешательства. Наилучшая модель инвалидности, таким образом, будет представлять собой синтез всего лучшего из медицинской и социальной моделей, не совершая присущих им ошибок в преуменьшении целостного, комплексного понятия инвалидности к тому либо иному аспекту. Такая более выгодная модель инвалидности может называться биопсихосоциальной моделью. МКФ основывается на такой модели, совмещающей медицинский и социальный аспект

В России организована широкая законодательная и организационная поддержка людей с ограниченными возможностями. Человек, у которого диагностированы ограничения, может получить подтверждение статуса инвалида. Такой статус позволяет ему получать определенные социальные льготы: пособие, бесплатные лекарства, бесплатное техническое средство реабилитации (протезы, коляску или слуховой аппарат), скидки по оплате жилья, санаторные путевки. Монетизация заменила часть льгот ежемесячными денежными дотациями. В 2012 г за счет государства были удовлетворены лишь 40% нужд инвалидов в колясках. В докладах Т. Голиковой упоминается так называемый сертификат для приобретения технических средств реабилитации. При этом глава Минздравсоцразвития неоднократно отмечала, что проблемы реализации Федеральных Законов, ряда программ, например «Доступная среда», связаны с разобщенностью самих инвалидов. Что известно об организациях лиц с ОВЗ в РФ?

11 июня 1999 г. Министерством Юстиции РФ за № 3714 по инициативе общественных организаций инвалидов России зарегистрирован Общероссийский Союз общественных организаций инвалидов «Союз инвалидов России». Союз инвалидов России организует благотворительную деятельность и проводит различные общественные и государственные мероприятия.

Есть примеры и частной поддержки. Во многих городах оказываются платные услуги, столичная сотовая сеть МегаФон создала специальный тариф «Контакт» для людей с ограничениями по слуху.

Защиту прав инвалидов, обучающую работу оказывают многие организации, созданные в стране, например:

«Перспектива» была создана в 1997 г. на базе Всемирного Института по проблемам инвалидности (ВИПИ). Цели этой организации - содействовать самостоятельности инвалидов в российском обществе и повышению качества их жизни.

Сеть организаций инвалидов «Независимая жизнь» в городах: Нижний Новгород, Ухта, Самара, Тольятти, Тверь, Ростов-на-Дону, Улан-Удэ, Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Владимир, Архангельск, пос. Майма (Республика Алтай) и в странах СНГ: Грузия, Азербайджан, Армения, Узбекистан.

Поддержку и финансирование проектов также осуществляет ряд иностранных и международных фондов (USAID, Всемирная Организация Здравоохранения).

В 2002, 2004, 2006 и 2010 гг. в России проводился кинофестиваль«Кино без барьеров», посвящённый проблемам инвалидов. На них были показаны более 170 документальных, художественных, анимационных и арт-фильмов, поднимающих различные проблемы инвалидов и способы их решения, раскрывающих разные грани жизни и творчества людей с различными видами инвалидности. Наиболее известные художественные фильмы об инвалидах:

  • Повесть о настоящем человеке (СССР, 1948; режиссёр — Александр Столпер)
  • Джонни взял ружьё (США, 1971; режиссёр — Далтон Трамбо)
  • Не могу сказать «прощай» (СССР, 1982; режиссёр — Борис Дуров)
  • Рождённый четвёртого июля (США, 1989; режиссёр — Оливер Стоун)
  • Моя левая нога (Великобритания, Ирландия 1989; режиссёр — Джим Шеридан)
  • Форрест Гамп (США, 1994; режиссёр — Роберт Земекис)
  • Страна глухих (Россия, Франция, 1997; режиссёр — Валерий Тодоровский)
  • Живая плоть (Испания, Франция, 1997; режиссёр — Педро Альмодовар)
  • Оазис (Южная Корея, 2002; режиссёр — Ли Чан Дон)
  • Море внутри (Франция, Италия, Испания, 2004; режиссёр — Алехандро Аменабар)
  • А в душе́ я танцую (Внутри себя я танцую) (Великобритания, Ирландия, Франция, 2004; режиссёр — Дэмиен О'Доннелл)
  • Босиком по мостовой (Германия, 2005; режиссёр — Тиль Швайгер)
  • Скафандр и бабочка (Франция, США, 2007; режиссёр — Джулиан Шнабель)
  • Эта жизнь для тебя (Австрия, Германия, 2008; режиссёр — Шарон фон Витерсхайм)
  • Настоящая любовь (Россия, 2008; режиссёр — Станислав Мареев)
  • Фантомная боль (Германия, 2009; режиссёр — Маттиас Эмке)
  • Жизнь в клетчатой сумке (Беларусь, 2012; режиссёр — Андрей Полупанов)
  • Жизнь в миниатюре (Беларусь, 2012; режиссёры — Михаил Шпилевский, Андрей Полупанов)

 

Получение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации - основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудоустройству, направления на лечение. (АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ)

 

В заявленной теме нам важно рассмотреть особенности реабилитации инвалидов с детства.

Инвалиды с детства и дети-инвалиды составляют существенную часть в контингенте инвалидов всех категорий. В РФ за период 80-90-х гг уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,6 раза и по прогнозам будет увеличиваться и далее. В городе он выше, чем в сельской местности. Кроме того выделяют целый комплекс социально-экономических, социально-демографических, экономических и медико-социальных особенностей регионов, которые влияют на колебания уровня инвалидности. Инвалидность у детей определяется значительным ограничением жизнедеятельности, приводящем к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.

Больницы различного уровня (республиканские, краевые, центральные, районные, в том числе детские); специализированные больницы и отделения (неврологические, психиатрические, туберкулезные и др.); консультативно-диагностические центры после обследования и лечения могут рекомендовать установление ребёнку инвалидности. Рекомендация фиксируется в «Истории развития ребёнка» (форма № 112/у) и в «Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного». Эти рекомендации учитываются при установлении ребенку инвалидности. Медицинская карта направляется в лечебное учреждение по месту постоянного проживания ребенка. Врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения по месту постоянного проживания ребенка оформляют медико-социальное заключение на ребёнка-инвалида. Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребенка нарушений в состоянии здоровья и возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности. Медико-социальное заключение на ребёнка-инвалида оформляется в 2-х экземплярах:

  • первый экземпляр Заключения остается в выдавшем его учреждении;
  • второй экземпляр в трехдневный срок направляется в районный (городской) отдел социальной защиты населения по месту постоянного проживания ребенка. Родители или опекун ребёнка-инвалида уведомляются о направлении медико-социального заключения в органы социальной защиты населения с целью назначения ребенку социальной пенсии по инвалидности.

В медико-социальном заключении на ребёнка-инвалида содержатся рекомендации для ребёнка-инвалида:

  • необходимость пребывания ребёнка в специализированном детском учреждении;
  • обучение на дому или в специальном учреждении;
  • обеспечение необходимым оборудованием, вспомогательными средствами;
  • необходимость санаторно-курортного лечения; профиль санатория, срок пребывания;
  • комплекс основных реабилитационных мероприятий; и пр.

При установлении МСЭК лицам старше 18 лет инвалидности с детства 1 или 2 группы они, как и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, приобретают право на получение социальной пенсии в размере минимальной пенсии по старости. Гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, пенсия назначается независимо от стажа работы.

Дети-инвалиды имеют льготы:

  • 50%-ную скидку на проезд по железной дороге, на авиалиниях, в автобусах междугородного сообщения на период с 1 октября по 15 мая;
  • дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники пользуются правом бесплатного проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси);
  • детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородних внутрирегиональных маршрутов;
  • дети-инвалиды и сопровождающие их лица имеют право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно;
  • дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет обеспечиваются жильём вне очереди;
  • семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка на квартирную плату не ниже 50 % (в общественном жилом фонде).

 

Понятия «ребёнок-инвалид» и «инвалид с детства» различаются. «Инвалид с детства» – это причина инвалидности, устанавливаемая одновременно с группой инвалидности. Указанная причина определяется гражданам старше 18 лет, в случаях, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, возникла до 18 лет. Эта причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. – в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности. Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Инвалидность с детства устанавливается лицам, у которых она наступила до до 18 лет – вследствие врожденного или возникшего в детстве заболевания или увечья. Инвалиды с детства направляются на освидетельствование в бюро МСЭ для назначения пенсии в случае потери кормильца, показаний к назначению государственного пособия, для обеспечения профессионального обучения и трудового устройства, направления в дома интернаты для инвалидов.

Около 80% инвалидов с детства имеют I и II группу инвалидности. Установлено, что тяжелая инвалидность обусловлена недостаточно активными реабилитационными мероприятиями на ранних этапах жизни детей. А.А. Дыскин приводит в доказательство сказанному факт, что если ребенку с ДЦП в первые месяцы жизни начать последовательное лечение и применять широкий спектр реабилитационных мероприятий, то к 15 г 70% инвалидов оставляют коляски и полноценно живут и трудятся. Это подчеркивает значимость ранних абилитационных мероприятий, о которых речь пойдет далее.

Инвалидность с детства устанавливается по разным группам заболеваний – это, во-первых, психоневрологические заболевания (дети с разной степенью олигофрении, больные эпилепсией, шизофренией составляют группу детей с психическими заболеваниями, дети с ДЦП и его последствиями – группу с заболеваниями нервной системы); во-вторых, нарушения опорно-двигательного аппарата (врожденные физические дефекты, вывихи тазобедренного сустава, аномалии верхних и нижних конечностей); в-третьих, нарушения слуха (глухота разной степени), нарушения зрения (слепые и слабовидящие с двусторонним поражением зрительного анализатора врожденного или рано приобретенного характера); в-четвертых, заболевания внутренних органов (врожденные пороки сердца, тяжелые заболевания почек, эндокринные заболевания).

Реабилитация инвалидов с детства имеет ряд отличительных особенностей.

Под реабилитацией инвалидов с детства А.А. Дыскин понимает систему медицинских, педагогических, психологических, социально-экономических и других мероприятий, направленных на ликвидацию или коррекцию патологических изменений, нарушающих ход нормального развития детского организма и на максимально полную и раннюю социальную адаптацию ребенка, формирование у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, трудовой деятельности.

Адаптация этимологически восходит к латинскому слову «соответствие». Именно социальная адаптация является конечной целью реабилитации детей-инвалидов. Социальная адаптированность проявляется как готовность к выполнению различных социальных ролей и функций, в устойчивости социальных связей, в сформированности навыков общественного существования. Но социальная адаптация это лишь один из уровней единой системы адаптации. Если говорить об адаптации как системе, то с психологической точки зрения необходимо выделять несколько уровней или подсистем. Первый уровень – биологический уровень, его можно конкретизировать как психофизиологический, далее психологический, социально-психологический и, наконец, социальный. Воздействие на базовый биологический уровень автоматически оптимизирует адаптацию на вышестоящих уровнях.

Реабилитация инвалидов с детства имеет ряд отличительных особенностей:

1. Реабилитация должна начинаться на самых ранних стадиях болезни. Процесс реабилитации должен носить непрерывный характер до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций.

2. Ребенок со статусом инвалид должен иметь условия для полноценной, достойной жизни. Ребенку необходимо обеспечить эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинской помощи, подготовки к трудовой деятельности.

3. Детей-инвалидов условно делят на две большие группы: дети с отклонениями в умственном развитии и дети с отклонениями в физическом развитии.

4. Учет этической стороны проблемы. Согласно рекомендациям экспертов ВОЗ применительно к ребенку принято оценивать ограничения жизнедеятельности, а не наклеивать ярлык инвалида. Выделяют 6 основных категорий для оценки характера ограничения жизнедеятельности: - снижение способности адекватно вести себя; - снижение способности общаться с окружающими; - снижение способности передвигаться; - снижение способности действовать руками; - снижение способности владеть телом при решении некоторых бытовых задач; - снижение способности ухаживать за собой.

5. Комплексный характер реабилитации. В реабилитации детей инвалидов выделяют медицинский, психологический, педагогический (воспитательный) аспект, профессиональный, социально-бытовой, социальный. Каждый аспект имеет свои задачи. Но проведение первичной базовой медицинской реабилитации не возможно без психолого-педагогической реабилитации.

6. Меры реабилитации, их объем, продолжительность, сочетание, применение и др. определяются состоянием так называемого реабилитационного потенциала.

 

Дети-инвалиды – одна из самых уязвимых социальных групп. Теоретически, люди с ограниченными возможностями получают всестороннюю поддержку государства, и во многих случаях находятся целиком под его опекой. В реальной жизни они оказываются абсолютно беспомощными, отвергаемые чиновниками и обществом. И помощь детям инвалидам жизненно необходима.

Количество детей-инвалидов с каждым годом растет. За несколько последних десятилетий их число выросло в 13 раз. Еще в 1980 году их было зарегистрировано около 50тыс., в 1990 году – уже 155 тыс., а к 2005 году это число возросло до 593тыс.

В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» даны следующие цифры: На начало 2011 года в России состояли на учете 544,8 тыс. детей-инвалидов. При этом многие дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, в частности в возрасте от полутора до двух лет, не имеют этого статуса и, соответственно, права на установленные законом меры социальной поддержки, хотя остро нуждаются в реабилитации и помощи.

Более 80 % детей-инвалидов воспитываются в неполных семьях, находящихся в бедственном материальном положении. Более 12 % из детей-инвалидов попадают в дома-интернаты. Положение детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, усугубляется наличием различных «барьеров инвалидности» и психологической изоляцией в силу равнодушного или нетерпимого отношения окружающих к детям-инвалидам, самоизоляцией семей. Острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав на образование, реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи. Часто это является причиной отказа родителей от таких детей и высокого уровня социального сиротства среди детей данной категории.

Около 40 тыс. детей-инвалидов воспитываются в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения, которые имеют системные проблемы: устаревшие здания, «перенаселенность» воспитанниками, удаленность от городов и центров реабилитационно-образовательной инфраструктуры, отсутствие специалистов, владеющих современными реабилитационными технологиями, изолированность учреждений от окружающих, в том числе волонтеров, невозможность самостоятельного проживания детей после выхода из домов-интернатов.

Основные задачи Программы:

1. Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду.

2. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей.

3. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.

Основные результаты Программы:

1. Создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги.

3. Снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования, до 20 процентов.

4. Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (по данным социологических опросов).

Как видно из Указа важнейшей задачей является создание системы ранней профилактики ограничений здоровья у детей. Решение данной задачей связано с развитием не только системы реабилитации сколько системы абилитации.

В нашей стране традиционно детей с нарушениями здоровья делят на разные категории, в то числе на обучаемых и не обучаемых. В странах Западной Европы и США детей с нарушениями здоровья, особенно с психическими нарушениями подразделяют на обучаемых и тренируемых. Обучаемые дети способны к обучению в массовой общеобразовательной школе с адаптированной индивидуальной образовательной программой, тренируемые – способны лишь к некоторому продвижению в специально организованном обучающем процессе. Начиная с 70-х гг прошлого века категория необучаемых была упразднена, в отличие от нашей страны. В сложившейся системе образования в Западной Европе и США ребенок имеет возможность обучаться как в государственной системе образования, так и в негосударственной. Но единого стандарта в этой области образования нет. Другое дело что тенденция в любом случае работать на повышение адаптивных возможностей детей с нарушениями здоровья и развития способствовала разработке и внедрению программ раннего вмешательства в развитие. В нашей стране также достаточно много научных разработок в данном направлении, но недостаточно внедрений в практику. Тем не менее, в настоящее время понятие абилитации утвердилось и в нашей стране.

Термин абилитация происходит от латинского – «абилитацио» – удобный, приспособительный. Об абилитации говорят в тех случаях когда инвалидизирующее патологическое состояние возникло в раннем детстве. По определению Сорокина В.М. – абилитационные мероприятия представляют собой систему раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений.

Л.О. Бадалян дает следующее определение абилитации – это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества.

Бадалян подчеркивает, что при проведении абилитационных мероприятий особую важность приобретает учет резервных возможностей мозга. Здесь также важно как можно полнее использовать остаточные резервы нарушенных функций и пораженных анализаторов. Мозг ребенка обладает особенно высоким потенциалом компенсации. Компенсаторные возможности коры выше, чем у ядер подкорковых образований. Это связано с меньшей специализацией клеток коры. В связи с этим функции пораженных клеток могут брать на себя другие нейроны. Отсутствие узкой специализации корковых нейронов является условием для возникновением самых разнообразных межнейронных цепей, охватывающих различные функции и различные анализаторы. В этом, с одной стороны, заключается важнейшая основа способности к обучению. А с другой стороны заключается секрет успеха использования сохранных анализаторов для развития высшей нервной деятельности при поражении какого-либо анализатора.

В абилитационном процессе выделяют 4 основных подхода:

1. Личностно-ориентированный. При организации сопровождения учитываются прежде всего личностные особенности ребенка. Не сравнивая ребенка с другими детьми, специалисты определяют, чему уже научился малыш, и намечают следующий шаг.

2. Семейно-ориентированный. Эффективность сопровождения зависит от заинтересованности и вовлеченности в абилитационный процесс всей семьи. Сопровождение основано на приемах и подходах развития ребенка в повседневных домашних делах.

3. Междисциплинарный. Абилитационный процесс организован как совместная работа разных специалистов. Этот подход позволяет формировать разносторонний взгляд на развитие ребенка, видеть сильные и проблемные зоны развития, за счет чего оптимизировать программу помощи.

4. Мультисистемный. Этот подход предполагает сотрудничество со службами здравоохранения, социальной помощи, дошкольными образовательными учреждениями, помогает найти необходимые ресурсы для реализации программы помощи и расширить спектр помощи семье.

В РФ абилитационные центры стали возникать в 90-е годы 20 века и получили значительную поддержку со стороны общественных организаций и благотворительных фондов, в том числе и зарубежных.

Залогом успеха абилитационных мероприятий является сохранный интеллект, сохранность высших психических функций. Серьезной проблемой в построении абилитационных программ является сложность диагностики сохранности интеллекта в раннем возрасте. На первом году жизни диагностируются так называемые хромосомные аберрации и соответствующий интеллектуальный дефект, диагностируются наследственные формы олигофрении и диагностируются степени олигофрении средней и глубокой степени тяжести. Легкие формы олигофрении или неврологические диагнозы, например ДЦП, с риском недоразвития, в раннем детстве выглядят как явная или стертая неврологическая симптоматика. Соответственно, диагностика интеллектуальной сохранности и в целом прогноза развития осложнена. Именно по этой причине особую роль играет организация абилитационного сопровождения на ранних этапах развития ребенка, как с явной патологией, так и со стертой неврологией.

С целью организации абилитационных и реабилитационных мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья в России разработана и с 2011 г. реализуется программа «Доступная среда», рассчитанная на период с 2011 по 2015 гг. Одной из задач этой программы является «организация ранней помощи при рождении ребенка с врожденными нарушениями здоровья, создание и развитие служб раннего вмешательства».

В России абилитационные мероприятия проводятся преимущественно на базе медицинских учреждений. В этих программах сопровождения преобладает медицинский аспект, и практически не реализуется психолого-педагогический. Из действующих в настоящее время абилитационных центров наибольшую известность получил центр А.И. Бороздина. Этот центр действует уже 15-ый год и занимается именно психолого-педагогическими аспектами абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Начиналась работа центра сугубо на общественных началах в далеком 1991 г. Сейчас центр носит официальное название Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Новосибирска «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр А.И. Бороздина».

В нашем городе с декабря 1995 г. действует МБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Фламинго». Сначала центр существовал в виде нескольких отделений на базах ДОУ в разных районных города. А затем в 2001 г. был сдан в эксплуатацию новый корпус центра по адресу ул. Свободы, 9 «А». Центр стал участником программы «Дети России» действующего в период с 2003 по 2006 гг.