В зарубеж­ных странах

Лекция 6. Опыт социальной работы с пожилыми людьми

Рассмотрим, как решаются вопросы социальной защиты пожилых людей в странах Западной Европы, США и Японии.

В Швеции каждый пожилой гражданин находится в рав­ных социальных условиях, обеспечен гарантированным равным доступом ко всем услугам, предлагаемым местными социаль­ными учреждениями, независимо от места его проживания.

Конституционная защита социальных прав находит свое выражение в «Законе о социальном обеспечении» 1982 г., кото­рый подчеркивает право индивида на получение помощи со сто­роны коллектива в соответствии с пятью основными принципа­ми.

1. Принцип нормализации. Каждый гражданин по мере возможности должен обладать правом трудиться и жить в усло­виях и окружающей среде, максимально близких к нормальным.

2. Принцип глобальности человеческих потребностей. Все, что необходимо для благополучия человека, будь то его психологические, физические или социальные потребности, должно быть принято во внимание, составляя единую и цельную совокупность.

3. Принцип самоопределения. Он предполагает уважение единства и неприкосновенности человеческой личности. Каж­дый имеет право выбирать свой образ жизни и право принятия самостоятельных решений. Право на личную безопасность и самостоятельное распоряжение собой должно согласовываться симперативами ухода, необходимого для лиц преклонного воз­раста.

4. Принцип участия. Каждый человек должен иметь воз­можность воздействовать не только на собственные условия жизни, но и на жизнь коллектива. Лица преклонного возраста также хотят брать на себя ответственность и чувствовать себя необходимыми обществу.

5. Принцип здравого стимулирования. Лицам преклонного возраста должно поручаться выполнение задач в соответствии с их возможностями и в сотрудничестве с другими лицами в усло­виях нормальной и стимулирующей их окружающей среды.

Наиболее важную часть рассматриваемого закона состав­ляет статья 6, озаглавленная «Право на помощь». Предусмот­ренное в ней право трактуется весьма широко и имеет в виду не только финансовую помощь. Например, в том, что касается ухо­да за лицами преклонного возраста, комитет по социальным де­лам обязан следить за тем, чтобы лица преклонного возраста могли вести автономное, активное и наполненное существова­ние. Жилище, снабженное всеми необходимыми удобствами, специально приспособленные средства транспорта, семейная помощь - таковы лишь некоторые из мер, среди прочих, позво­ляющие успешно выполнять эту задачу.

Этот закон подтверждает право каждого лица преклонного возраста на помощь со стороны коллектива и обязанность каж­дой коммуны предоставлять лицам преклонного возраста, утратившим самостоятельность, все необходимые помощь и услуги, с тем, чтобы обеспечить их автономию.

Защита лиц преклонного возраста основывается на обеспе­чении их материальной безопасности. Каждый шведский граж­данин имеет право на пенсию по старости, независимо от своих доходов и независимо от того, участвовал ли он в трудовой жиз­ни. Это - базовая национальная пенсия. К ней может добавлять­ся дополнительная пенсия, исчисляемая пропорционально про­фессиональному доходу и находящаяся в ведении единого фи­нансового института.

В соответствии с «Законом о социальном обеспечении» создаваемая в каждой коммуне Комиссия по социальным делам должна следить за тем, чтобы лица преклонного возраста были обеспечены хорошими жилищными условиями. Доступ к этому жилью зависит от состояния здоровья данного лица, а при его предоставлении должен учитываться уровень средств, которыми данное лицо располагает.

Лицо преклонного возраста имеет право на жилищное по­собие или на дотацию для обустройства жилища; обычное или специально приспособленное жилище; жилье с повышенным уровнем комфортности для тяжелых инвалидов, представляемое коммуной; отдельное жилище в рамках общежития; место в до­ме-пансионате по уходу или институте медицинского характера в случае особо тяжелого состояния здоровья.

Социальная помощь лицам преклонного возраста и их со­циальное обеспечение оказывается коммунами, которые в соот­ветствии с законом несут за это ответственность и должны обеспечивать разнообразные и многоплановые услуги, способ­ные адекватным образом обеспечить лицам преклонного возрас­та максимально автономное существование.

Помощь в ведении хозяйства включает разнообразную деятельность (приготовление пищи, уборка, стирка, помощь в личных нуждах и т. п.). Оказание такой помощи может обеспечиваться специальным транспортом, который доставляет все не­обходимое для уборки, технической помощи, специальный са­нитарный материал, книги - в тех случаях, когда лицо преклон­ного возраста живет далеко от центра. Помощь данным лицам включает также транспортные услуги, с тем, чтобы позволить лицу преклонного возраста поддерживать контакты с другими людьми. Некоторые из этих услуг полностью бесплатны, а неко­торые — оплачиваются частично.

Медицинские услуги и уход обеспечиваются в соответст­вии с «Законом об общественном здравоохранении и медицин­ских услугах», вступившим в силу в 1983 году, согласно кото­рому эти услуги должны быть доступны и учитывать право па­циента на свободный выбор.

Медицинский уход финансируется главным образом за счет сборов, взимаемых советами графств, дополняемых за счет различных государственных дотаций и всеобщей системы стра­хования. Это национальная служба здравоохранения, которая является почти бесплатной. Уход в общественных больницах бесплатный. Некоторая оплата взимается за оказание консуль­таций вне больницы.

Ответственность за выработку национальной политики в области здравоохранения лежит на парламенте и правительстве. Основные положения, одобренные парламентом в 1985 г:

- равенство всех, кто нуждается в уходе за здоровьем, при предоставлении преимущества группам с высоким уровнем рис­ка;

- предоставление санитарных и медицинских услуг в за­висимости от потребностей индивида;

- уход за лицами преклонного возраста, душевнобольны­ми и инвалидами; предпочтение, по сравнению с уходом в спе­циализированных институтах, должно отдаваться содержанию в
домашних условиях;

- принятие превентивных мер на коллективном и индиви­дуальном уровнях;

- оказание первичной медицинской помощи как базовая основа всей системы здравоохранения.

Законодательство по вопросам здравоохранения включает также положения, относящиеся непосредственно к пациентам:

- право на получение информации о состоянии здоровья, необходимых исследованиях и лечении;

- право советоваться и договариваться относительно ухо­да;

- право на отказ от лечения;

- право на ознакомление со всей историей болезни;

- право обращаться с жалобой при грубых нарушениях со стороны персонала, осуществляющего уход, в специальную ин­станцию - Дисциплинарный комитет службы здравоохранения.

Политика в области здравоохранения применительно к ли­цам преклонного возраста, утратившим самостоятельность, со­стоит из их максимальной интеграции в коллектив. Абсолютный приоритет отдается развитию системы первичного медицинско­го обслуживания.

К специализированной медицинской помощи прибегают в тех случаях, когда лицо преклонного возраста страдает недугом, требующим длительного медицинского лечения, либо когда ос­лабление физических и умственных способностей требует по­стоянного наблюдения и существенной помощи со стороны ме­дицинского персонала.

Государственная политика Великобританиив отношении престарелых граждан и инвалидов ориентирована на создание полноценных условий для их проживания в домашних условиях в первую очередь за счет широкого предоставления нестацио­нарных форм и видов социального обслуживания. Одной из причин этого является недостаточное развитие сети интернат­ных учреждений, часто не располагающих возможностями оказания полноценной помощи этой категории лиц из-за отсутствия собственной медицинской службы, условий интенсивного ме­дицинского и бытового ухода. Социальная и медицинская по­мощь, предоставляемая престарелым и инвалидам на дому, рас­сматривается в качестве важного элемента реализации всей со­циальной политики в стране, в значительной мере позволяющей разрешить многие проблемы этой категории лиц, связанные с одиночеством и утратой интереса к жизни, и способствующей развитию контактов с окружающими, улучшению жизненных условий.

Государство через министерства здравоохранения, соци­ального обеспечения, труда, жилищного строительства коорди­нирует реализацию общих принципов социальной политики и осуществляет финансовый контроль. Организация социального обслуживания возлагается на органы местного самоуправления, предоставляющие как обязательные, так и дополнительные ус­луги, причем в выборе услуг им предоставлена значительная са­мостоятельность. Реализация социальных программ осуществ­ляется небольшим числом штатных служащих и многочислен­ными добровольцами из различных общественных, религиоз­ных, благотворительных, молодежных и других организаций. Вся эта система в общенациональном масштабе координируется Государственным комитетом социального обслуживания пожи­лых людей.

Основная ответственность за предоставление социальных услуг для пожилых людей лежит на отделах социальной службы местных органов власти в Англии и Уэльсе, отделах социальной работы в Шотландии и департаментах социальной службы в Се­верной Ирландии.

Большая часть из предоставляемых социальными служба­ми средств направлена на оказание клиентам помощи для того, чтобы они могли независимо жить в своих собственных домах. Трудности по ведению домашнего хозяйства могут быть облегчены визитами сотрудников «помощи на дому», а также предос­тавлением услуг по стирке и доставке обедов на дом. Сюда вхо­дят и услуги органов здравоохранения по месту жительства: на­пример, визит участковой сестры, чтобы помочь старому чело­веку принять ванну, сделать уколы, перевязки. Посещение днев­ных центров может помочь облегчить изоляцию, в которой обычно живут одинокие люди. В дневных центрах действуют ланчен-клубы, мастерские, здесь могут предоставляться услуги по посещению мозольного оператора, другого медицинского об­служивающего персонала, преподавателей для получения даль­нейшего образования. Для тех, кто не может больше жить в своих домах, в спе­циальных домах предлагается не только постоянное жилье, но и временное, чтобы облегчить бремя тех, кто ухаживает за стары­ми родственниками. Обслуживающий персонал этих домов пре­доставляет широкий спектр услуг. Весь персонал, включая со­циальных работников, ориентирован на удовлетворение эмо­циональных, социальных потребностей живущих в этом доме, заботится о досуге, как отдельного человека, так и всей группы. При возможности способствует и помогает живущим в этом до­ме время от времени возвращаться домой.

Самая большая категория из всех существующих домов-интернатов предназначена для старых людей, не имеющих се­мей, или если их родственники не могут присматривать за ними, даже если им предоставлена помощь социальных служб. В дру­гих домах осуществляется уход за людьми с особыми пробле­мами, такими как слепота, глухота, умственные недостатки, но большая часть домов для старых людей - неспециализированно­го типа.

Социальные работники работают не только с пожилыми людьми, но и с их семьями, которые часто нуждаются в совете и поддержке.

К числу наиболее распространенных организационных форм оказания социальной помощи престарелым и инвалидам следует отнести «социальные клубы» или «социальные кафе», создаваемые обычно религиозными и общественно-благотворительными организациями. Основные направления их работы - организация общения престарелых, их досуга, предос­тавление им недорогих обедов, медицинских, юридических, со­циально-психологических консультаций. Единой структуры или программы деятельности этих учреждений нет. Некоторые клу­бы имеют медицинские и физиотерапевтические кабинеты, залы лечебной физкультуры, комнаты социальных работников, дру­гие - только столовую или помещение для отдыха.

Для удовлетворения потребности пожилых граждан в тру­де и улучшения их материального положения по инициативе общественных организаций в ряде графств созданы специаль­ные цеха с использованием простых видов труда и оборудова­ния. Многие местные фирмы в качестве благотворительной дея­тельности предоставляют таким цехам бесплатно материалы и обеспечивают их заказами.

Большой популярностью среди пожилых граждан, особен­но одиноких, пользуются дневные центры, тоже ориентирую­щие свою деятельность на организацию их досуга и питания, а также на оказание помощи семьям, имеющим престарелых и ин­валидов, нуждающихся в постоянном уходе. Дневные центры, как правило, располагаются вблизи мест проживания обслужи­ваемых лиц и в районах с хорошим транспортным сообщением.

В ряде мест получили распространение общественные службы организации отдыха престарелых, которые ежегодно предоставляют пожилым гражданам возможность недельного или двухнедельного отдыха на природе, у моря на базе домок отдыха или пансионатов. Плата за такие услуги обычно не пре­вышает стоимости жизни в домашних условиях. Обслуживание престарелых со значительной степенью ут­раты способности к самообслуживанию осуществляется под ру­ководством территориальных органов самоуправления преиму­щественно добровольцами через системы «добрососедства» или визитов на дом. Характерно, что многие из добровольцев сами являются пенсионерами. Наиболее распространенным видом помощи является доставка обедов на дом, причем для наиболее немощных горячее питание может доставляться на дом специ­альной службой. Многим престарелым оказывается помощь в уборке помещений, приобретении продуктов питания, приго­товлении пищи, стирке белья и т.д. Не меньшее значение прида­ется посещению престарелых с целью проведения с ними бесед, оказания морально-психологической поддержки.

Заслуживает внимания опыт, накопленный по созданию оптимальных условий проживания престарелых и инвалидов. В тех случаях, когда жилье перестает соответствовать их состоя­нию, местные органы власти или общественные организации могут провести переоборудование жилья или предоставить за уморенную плату специально приспособленные квартиры, ос­нащенные средствами связи с работниками службы помощи на дому или с родственниками. При наличии в одном районе боль­шого числа переоборудованных для престарелых квартир терри­ториальные комитеты социальных услуг часто вводят оплачи­ваемую должность специального управляющего таким жилым фондом, причем нередко он имеет медицинское образование и может при необходимости оказать первую помощь.

Большая роль в социальной защите престарелых и инвали­дов отводится органам здравоохранения. Медицинские сестры регулярно посещают их на дому, оказывают доврачебную по­мощь, дают советы им и их родственникам в отношении профи­лактики заболеваний, диеты, ухода и т.п. Учреждения здраво­охранения часто предоставляют в распоряжение пожилых граж­дан различные предметы санитарии и гигиены. Достаточно распространенным видом услуг является дежурство на дому днев­ных или ночных сиделок, оказывающих существенную помощь родственникам в уходе за престарелыми или инвалидами.

Если престарелые не имеют возможности получить необ­ходимую медицинскую помощь на дому, их могут направить для лечения и проведения реабилитационных мероприятий в специализированные стационары, предназначенные для дли­тельного пребывания, частные лечебницы или в дома-интернаты.

Кроме этого, в стране насчитывается около 200 гериатри­ческих госпиталей, задачей которых является не только оказа­ние специализированной лечебной и профилактической помо­щи, но и медицинское, и бытовое обслуживание тяжелобольных престарелых на дому во время отпуска родственников. При мно­гих гериатрических госпиталях организованы дневные стацио­нары для престарелых, основное предназначение которых - до­лечивание и оказание социально-бытовой помощи старикам по­сле выписки из больницы.

В этих отделениях престарелые проходят клиническое и лабораторное обследования, получают курсы физио- и трудоте­рапии.

В Норвегиипри некоторых домах-интернатах для преста­релых созданы отделения дневного пребывания. Такие отделе­ния, рассчитанные на 30 человек, обычно располагают помеще­ниями для культурно-массовых мероприятий, кабинетами для лечебной физкультуры и массажа, лечебно-трудовыми мастер­скими, столовой, двухместными комнатами отдыха. Штат отде­ления состоит из заведующей, имеющей квалификацию соци­ального работника, и медицинской сестры.

Во многих городах страны ведется строительство квартир для престарелых. Дом возглавляет заведующий, а в его штат входят два социальных работника, обязанностью которых явля­ется оказание помощи во время болезни, доставка при необходимости питания из дома-интерната, оказание проживающим других мелких услуг. При доме имеются кафе-клуб, кабинет врача, ведущего прием два раза в неделю, прачечная самооб­служивания. Для престарелых, проживающих в доме, введены льготы по оплате жилья и электроэнергии.

В Нидерландахнаряду со специальными муниципальны­ми службами, оказывающими социальную помощь престарелым по территориальному принципу, в том числе на дому, значи­тельную роль играют частные и добровольные организации.

В стране функционирует около 500 дневных пансионатов, в том числе для престарелых, психически больных, детей с ум­ственной отсталостью и т.п. Лица, посещающие пансионаты, могут получить в них различные бытовые услуги, двухразовое питание. Доставка из дома в пансионат производится транспор­том последнего. Дети посещают пансионат бесплатно, мало­имущим взрослым часть расходов оплачивает муниципалитет.

Среди других организационных форм социальной помощи представляют интерес дома обслуживания престарелых, нахо­дящиеся в государственном ведении. Один из таких домов раз­мещается в пригороде Гааги в специально построенном здании, имеет зал для проведения общественных мероприятий, библио­теку, комнаты для занятий по интересам, кабинеты социальных работников. Пенсионеры, посещающие этот дом, могут прини­мать участие в различных играх, в работе кружков иностранных языков, вязания, народных танцев, посещать кафетерий. В опре­деленные дни организуются встречи со специалистами социаль­ной сферы, юристами, психологами и т.д. В случае необходимо­сти престарелым, посещающим дом, может оказываться помощь на дому путем заключения договоров с частными организация­ми. Всю работу с престарелыми организует один человек - ад­министратор.

Во Франции,как иво многих других странах, одной из основных целей предоставления престарелым и инвалидам социалыю-бытовой помощи является создание условий для их максимально долгого пребывания в привычных домашних усло­виях. Наибольшее распространение получили два вида такой помощи - оказание услуг «домашними помощниками» и сест­ринский уход за престарелыми на дому.

Служба «домашних помощников» (или социально-бытового обслуживания на дому), создание которой относится к середине пятидесятых годов, предназначена для оказания услуг преимущественно бытового характера пожилым людям, испы­тывающим затруднения в приобретении продуктов питания, приготовлении пищи, содержании жилых помещений и т.п. Фи­нансируется она за счет системы государственного страхования или частных страховых компаний.

Для престарелых со значительной степенью утраты спо­собности к самообслуживанию предназначается служба «сест­ринского ухода», которая включает в себя как элементы обыч­ного надомного обслуживания, так и предоставление доврачеб­ной медицинской помощи и услуг гигиенического характера. Основанием к принятию престарелых на такое обслуживание является решение лечащего врача, а само обслуживание осуще­ствляется бригадным методом - медицинской сестрой и ее по­мощницей (няней). Медицинские сестры выполняют врачебные назначения и контролируют работу своих помощников, кото­рые, в частности, могут переодеть больного, умыть его, сделать клизму и т.п. Оплата услуг по установленным расценкам прово­дится за счет страхования по болезни.

Для лиц пожилого возраста, выписываемых из стационар­ных медицинских учреждений и не требующих интенсивного лечения, может быть организован «госпиталь на дому». Обслу­живание таких лиц осуществляется врачами и медицинскими сестрами совместно с социальными работниками, оказывающи­ми услуги бытового характера.

Во многих городах и районах Франции также имеются клубы для пенсионеров, работа которых преимущественно на­целена на организацию их досуга, устранение социальной изо­ляции и содействие активному участию в общественной жизни.

Существенная роль в их создании принадлежит общест­венным организациям. Например, Сельскохозяйственное обще­ство взаимопомощи сыграло основную роль в учреждении клу­бов пожилых в сельских районах.

Заслуживает внимания тот факт, что для поддержки нова­ций в деле оказания социально-бытовых услуг населению, в том числе престарелым и инвалидам, государство может предоста­вить организациям или добровольным объединениям финансо­вую помощь.

Оказание помощи пожилым и престарелым осуществляет­ся на основе следующих принципов:

- достоинства личности - лицо преклонного возраста, каковы бы ни были его конкретный возраст, состояние здоровья, степень утраты самостоятельности и уровень доходов имеет право на помещение в институт призрения, на содержание и
квалифицированное и достойное его лечение и обращение;

- свободы выбора - каждое лицо преклонного возраста, состояние здоровья или заболевание которого требует специ­ального вмешательства, должно иметь возможность выбора мес­та своего содержания;

- координации помощи - осуществление поддержки, ока­зываемой домашнему режиму и режиму содержания, взаимопо­мощи требует согласованных и эффективных усилий и соответствующего финансирования, максимально приближенных к по­требностям личности;

- адресности - помощь оказывается, прежде всего, самому нуждающемуся, и только состояние здоровья лица преклонного возраста определяет уровень и степень необходимой помощи;

- ликвидации разрыва между санитарным и социальным сектором при приоритетном характере критерия состояния здоровья уровень помощи и финансирования не могут более за­висеть от уровня жизни или места проживания.

ВФинляндиив сфере социального обеспечения действует централизованная система планирования. Центральные государ­ственные органы руководят и контролируют осуществление со­циальных услуг. Кроме этого, государство в обязательном по­рядке предоставляет муниципалитетам дотации на оказание со­циальной помощи населению, составляющие не менее половины от суммы всех их затрат на эти цели. Непосредственное предос­тавление социально-бытовых услуг престарелым возложено на муниципалитеты, действующие по принципу самоуправления и организующие свою работу в этом направлении на основании пятилетних планов. Наряду с муниципалитетами социальные услуги оказываются также частными организациями и церко­вью.

В оказании социальной помощи престарелым и инвалидам в Финляндии выбрано направление, ориентированное на пре­доставление услуг в нестационарных условиях и создание наи­более оптимальных жилищных условий для этой категории лиц.

Наиболее распространенной формой нестационарного об­служивания является предоставление услуг на дому, причем эти услуги оказываются как одиноким престарелым, так и семьям, требующим социальной поддержки. Эти услуги условно можно разделить на два вида. Для престарелых и инвалидов, сохра­нивших в достаточной мере способность к самообслуживанию, предоставляется помощь в уходе за квартирой; лицам, практиче­ски не выходящим из дома, оказывается содействие в обеспече­нии питанием, приготовлении пищи, предоставляются санитар­но-гигиенические услуги. Такая помощь может осуществляется на постоянной основе или на определенный период времени, например на период отпуска родственников. Предоставлением социальной помощи на дому в стране занято более 13 тысяч со­циальных работников, предварительно прошедших специаль­ную подготовку. Значительной части престарелых и инвалидов помощь оказывается родственниками или частными лицами, Причем в этом случае им выплачивается специальное пособие по уходу.

Широкий набор услуг могут предложить центры социаль­ной помощи, в которых для пенсионеров и инвалидов имеются помещения для отдыха и досуга, медицинские кабинеты, залы лечебной физкультуры и массажа, сауна, бассейн, столовая, ле­чебно-трудовые мастерские. Обычно через такие центры обес­печиваются горячим питанием лица, обслуживаемые на дому. Доставка обедов на дом производится в индивидуальных термо­сах на автотранспорте центра или арендуемой машине.

Большое значение в Финляндии придается и обустройству жилья престарелых и инвалидов, включающее оснащение квар­тир системой круглосуточной связи с социальными работника­ми.

ВГерманиитрадиционно важную роль в социальном об­служивании престарелых и инвалидов играют добровольные объединения, в первую очередь церковные благотворительные союзы и Немецкий Красный Крест. Однако в современных ус­ловиях часть их функций вынуждено брать на себя государство. Большое распространение в стране получили центры дневного пребывания, различные клубы для пожилых. Несколько лет на­зад начали создаваться социальные отделения для оказания пре­старелым социальной и медицинской помощи в домашних усло­виях и включающие в себя службы помощи в хозяйственных делах, в уходе за больными.

В США также прослеживается четкая тенденция создания условий для проживания престарелых граждан в домашних ус­ловиях. Реализация ее осуществляется через систему нестацио­нарных видов социальной помощи, предоставляемых государственными или частными организациями, а также путем денеж­ных выплат престарелым для самостоятельного приобретения ими тех или иных социальных услуг. В стране существует зна­чительное число различных фондов, обеспечивающих, в частно­сти, оплату медицинской помощи, предоставление дешевого жилья, продуктов питания, транспортных услуг и т.п. Все боль­шее распространение получают системы выплат пособий семьям на организацию ухода за престарелыми в домашних условиях.

Социальное обслуживание на дому характеризуется боль­шим числом предоставляемых услуг, в числе которых доставка на дом обедов, купание в ванне, смена белья, педикюр, стрижка. укладка волос, стирка, чистка вещей, обеспечение автотранс­портом, лечебная гимнастика. Услуги пожилым в ряде случаев включают ремонт и благоустройство их квартир, предоставле­ние телефона во временное пользование, организацию культур­ных мероприятий, досуга и развлечений.

Помимо обычных центров дневного пребывания для пре­старелых в США быстрыми темпами развивается сеть специ­альных платных центров, предназначенных для оказания соци­ально-бытовой и медицинской помощи пенсионерам-инвалидам, в частности страдающим тяжелыми заболеваниями нервной сис­темы. Лица, посещающие такие центры, обеспечиваются диети­ческим питанием, получают физиотерапевтические процедуры, занимаются лечебной гимнастикой, трудотерапией, к их услугам логопед. Большое внимание уделяется организации их досуга: организуются экскурсии, танцы, щадящие спортивные игры, бе­седы или диспуты на различные темы с привлечением врачей, психиатров, сексопатологов, работает салон красоты. За обслу­живаемыми центром инвалидами наблюдают медицинские сест­ры, регулярно сообщающие лечащим врачам об изменениях их здоровья. Пребывание в таких центрах значительно дешевле. чем в стационарных учреждениях. Кроме этого, немаловажное значение придается и возможности освобождения родственников инвалидов от необходимости постоянного ухода за ними. В ближайшие годы в стране может быть создано около десяти ты­сяч центров подобного типа.

ВЯпонии,как в одной из высокоразвитых индустриаль­ных стран, 80% мужчин и 90% женщин достигают возраста 65 лет. Изменение демографической ситуации предполагает и со­вершенствование системы социального обслуживания пожилых людей.

Новая система была введена в феврале 1983 года. Это пер­вый этап для решения проблем медицинского обслуживания стареющего общества. Различные службы здравоохранения для лиц от 40 лет и более действуют на местном уровне. Они пред­полагают введение медицинской книжки, санитарное просвеще­ние, медицинские советы, проверку состояния здоровья (общую и специальную), переобучение, советы, сопровождаемые меди­цинским обслуживанием на дому.

Медицинская помощь лицам в возрасте 65 лет и старше обеспечивается местными государственными властями и систе­мами страхования.

Старение населения требует изменения организации не только медицинского обслуживания, но и пенсионного обеспе­чения, различных социальных действий, обеспечения жильем и др. 11овая политика в области социального обслуживания преду­сматривает быстрое развитие сети промежуточных (между до­мом и госпиталем) медико-социальных учреждений для преста­релых.