Лекция 5. Социальная работа с пожилыми и старыми людьми

 

Преобладающее большинство старых людей нуждаются в самом широком спектре услуг и помощи со стороны членов се­мьи, соседей, медицинских, социальных или благотворительных организаций. Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих соци­альных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни по­жилых и старых людей.

Социальная работа с пожилыми и старыми людьми в Рос­сии стала развиваться с начала 90-х годов XX века, и сегодня накоплен определенный опыт в этой области. По мнению соци­альных геронтологов, главная задача социальной работы состо­ит в том, чтобы связать индивида или семью с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенной си­туации.

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудо­вой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, са­мого образа жизни и общения, а также возникновением различ­ных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологиче­ской адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Особого внимания за­служивает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Прак­тический опыт и специально проведенные исследования позво­ляют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:

1) неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависи­мыми от чужих, посторонних людей;

2) стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанно­стей;

3) перенос недовольства и неудовлетворенности своими жизненными условиями на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;

4) восприятие социального работника как объекта, кото­рый несет ответственность за их физическое здоровье, мораль­ное и материальное состояние.

Конечно, основная часть населения старшего возраста, с которым ведется различного рода социальная работа, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высо­ко оценивает их труд. Однако нередки случаи и недоброжела­тельного отношения, подозрительности, недовольства оказы­ваемыми услугами.

Социальным работникам нужно с самого начала готовить­ся к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Они должны быть тер­пеливыми и заботливыми по отношению к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку.

Основные задачи социальной работы с пожилыми и пре­старелыми сегодня формулируются следующим образом:

- оказывать помощь в процессах адаптации старых людей к изменившимся жизненным условиям, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;

- помогать справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или коррек­тирующего воздействия;

- защищать их в соответствии с законом, прибегая к ис­пользованию власти;

- способствовать более широкому использованию каж­дым клиентом собственных возможностей для социальной само­защиты;

- использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей.

Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста - социальная реабилитация(восстановление данной категории клиен­тов в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности,
характере отношений с людьми). Главное для социального ра­ботника - это превращение пожилого человека из объекта (кли­ента) социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы невостребованности происходит на основе собственного житейского, в том числе профессионального, семейного, опыта. Важно не только давать человеку, но и помогать ему продол­жать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается востребованным.

Какими качествами должен обладать специалист при рабо­те с пожилыми и престарелыми? Исследования показывают, что наиболее значимыми явля­ются следующие качества специалиста социальной работы, ко­торые условно можно разделить на три группы:

- личностные особенности: доброта, заботливость, чест­ность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешен­ность;

- навыки общения: внимание к другим, умение выслу­шать, обходительность, вежливое отношение к людям;

- отношение к работе: добросовестность, исполнитель­ность, ответственность, требовательность к себе.

Неприемлемыми для социальных работников, по мнению опрошенных считаются:

- личностные особенности: нервозность, корысть, душев­ная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость;

- навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезг­ливость, злость, невежливость, дерзость;

- отношение к работе: безразличие к подопечным, посто­янная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.

В целом клиенты хотели бы видеть в социальных работни­ках людей более великодушных, понимающих, способных со­страдать.

Самым главным в социальной работе должно стать умение устанавливать контакты со старыми людьми, владеть искусст­вом общения с ними, так как в противном случае возникают различные межличностные недоразумения, непонимание и даже открытая обоюдная враждебность. Умение слушать считается одним из главных качеств социального работника.

Овладение навыками общения со старыми людьми - непростая задача: помимо умения выслушать старого человека понять его нужды необходимо в то же время собрать и объек­тивную информацию о нем, проанализировать и оценить ситуа­цию, в которой он находится, определить, в чем заключаются его объективные трудности, а что является результатом субъек­тивных переживаний.

Самым высоким показателем профессионализма социаль­ного работника является доверие к нему старого человека, при­нятие советов. Все усилия должны быть направлены на активи­зацию старого человека, побуждение его самостоятельно разре­шить личные проблемы.

Социальная работа в ее современном понимании и трак­товке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этиче­ских норм профессионального поведения работников социаль­ных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное со­циальное обслуживание населения, направленные на оптимиза­цию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, исключающие не­благоприятные факторы в социальной работе, предупреждаю­щие негативные последствия социального обслуживания, также такие профессионально важные качества, как профессиональ­ный долг, бескорыстие, профессиональная выдержка и самооб­ладание, доверие между специалистами и клиентами и т. д.

Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжелобольными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка явля­ется наиболее ценной, поэтому социальный работник, не огра­ничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, становится для старого человека идеальным утешителем.

Слишком суровые, властные социальные работники, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры, не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь, ста­рые люди со своим жизненным опытом очень легко улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приоб­ретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, Не умеющий выслушать, озабоченный лишь своими собствен­ными проблемами.

В общении со старыми людьми немаловажен и такой фак­тор, как внешний вид социального работника. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений также не способству­ют налаживанию контактов.

Несобранность, неаккуратность, нетерпеливость, многоречи­вость также вызывают настороженность старого человека по от­ношению к социальному работнику и не способствуют установ­лению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам.

При уходе за старыми больными, утратившими способ­ность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать в них желание как можно дольше сохранять максимальную под­вижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых лю­дей.