Личность пожилого человека

Общее физическое состояние, сопутствующее процессу старения соматическое нездоровье, физические изменения - начиная от малозначимых (седина) до достаточно серьезных (хронические заболевания, приводящие к ограничению жизнедеятельности), изменение роли в обществе, в отношениях могут вызвать изменения в системе отношений к самому себе, окружающим людям, к миру в целом. Именно это заставило многих исследователей обратиться к проблеме изучения личности пожилого человека - ее особенностей, отношений, состояний. Обобщая взгляды ученых, можно сделать вывод: от системы жизненных ценностей человека, установок, всего строя личности зависит то, насколько адаптивной, успешной будет жизнь человека в старости, каким будет реагирование человека на собственное старение, а также степень удовлетворенностью жизнью.

Сложность и противоречивость процесса старения, индивидуализированный характер проявления его признаков на уровне отдельного индивида, также не позволяют во взгляде на личность пожилого человека придерживаться единого мнения. Отсюда - противоречивые, часто полярные представления об особенностях личности пожилого человека в научной литературе.

Соматические патологии, социальная сторона жизни, сопровождающаяся негативными для личности переживаниями, снижение работоспособности, продуктивности деятельности, ухудшение общего фона самочувствия, а также уменьшение доходов многие исследователи рассматривают как причину отрицательных изменений в личности пожилого человека. В научной литературе и диссертационных исследованиях отмечаются ущербные сдвиги в характере пожилого человека; снижение или, наоборот, неадекватное завышение самооценки; некоторые особенности мотивационно-потребностной сферы, определяющие устойчивость пожилого человека по отношению к негативным изменениям, обусловленным старением, а именно смещение их в направлении избегания страданий, новых социальных контактов, закрытости, консерватизма. И, как следствие, неудовлетворенность собой, неуверенность в своих силах, обострение чувства беспомощности, одиночества, сужение интересов.

Американские психологи выделяют ряд вариантов старения, обусловленных негативными установками и предпосылками - регрессия, бегство, добровольная изоляция, стремление вызвать к себе интерес у окружающих, попытка включиться в жизнь общества, даже стремясь скрыть специфические недомогания. Другие формы поведения - бунт против процессов старения, страх перед смертью, отчаянные попытки сохранить уходящую зрелость, что проявляется в неадекватной манере одеваться, сексуальном поведении, проведении досуга и, наконец, досрочное примирение с фактом старости, выражающееся во всепоглощающем доминировании в жизни пожилого человека мнимых и подлинных недомоганий. Все это, в конечном счете, делает существование пожилого человека тягостным и обременительным. Отрицательные эмоциональные реакции, часто носящие затяжной характер, неприятие собственного старения становится одной из причин возникновения состояния, называемого возрастно-ситуационной депрессией, вызвать те или иные психосоматические заболевания и даже привести к суициду.

Однако фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют (при всей сложности этого периода) также о многообразных проявлениях положительного отношения стареющего человека к жизни, к людям, к себе. Исследователь личностных изменений в старости Н.Ф. Шахматов, характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, считает, что «представление о психическом старении не может оказаться полным и цельным без учета благоприятных случаев, которые лучше, чем какие-либо другие варианты, характеризуют старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные и, наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения. Более того, ряд исследователей высказываются о том, что в старости вообще не происходит какого-либо изменения личностных характеристик: ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются. Пожилые же люди с психопатическим поведением и в молодые годы обнаруживали черты психопатии.

В современной научной литературе широко декларируется идея «продуктивного старения», возможности «счастливой старости», называются факторы, способствующие повышению адаптивности стареющего человека, создающие условия для переживания пожилым человеком положительных эмоций, чувства удовлетворенности новой жизнью и своей ролью в этой жизни. О.Н. Молчановой показано, что с возрастом, наряду с общим снижением ценности «Я» и отдельных его аспектов, проявляется и другая тенденция - психологический витаукт, который представляет собой процессы, стабилизирующие деятельность субъекта, компенсирующие нарастание негативных характеристик, уберегающих систему «Я» от разрушения и способствующих более успешной адаптации пожилых к новой социальной ситуации. Среди основных факторов, определяющих витаукт, О.Н. Молчанова называет: наличие у испытуемых позднего возраста высоких позиций реальной самооценки по ряду параметров; фиксация на позитивных чертах своего характера; снижение идеальных и достижимых самооценок, а также их сближение с реальной самооценкой; относительно высокий уровень самоотношения; признание своей позиции удовлетворительной (даже если она крайне низка); ориентация на жизнь детей и внуков; ретроспективный характер самооценки.

Интерес для данного исследования представляют условия психического здоровья пожилого человека, предлагаемые О.В. Красновой и А.Г. Лидерс. К ним относятся:

- личностный рост(открытость новому, способность развиваться);

- принятие себя, своего опыта (позитивная оценка своей жизни);

- жизненные цели (переживание жизни как осмысленной, чувство «направленности» жизни);

- способность организовать свою жизнь (компетентное управление тем, что окружает, внутреннее чувство контроля над своей жизнью, возможность использовать разные возможности в жизни);

- позитивное отношение (способность брать и давать, позитивные чувства к другим);

- автономия (способность противостоять социальному давлению, самостоятельность в определении места в жизни, наличие жизненных стандартов).

Существование разнообразных личностных проявлений в старости делает чрезвычайно актуальной для геронтопсихологии проблему типологии старения.

Из всего многообразия попыток описания типов старения [Д.Б. Бромлей, В. Гизе, И.С. Кон и др.] наиболее интересной представляется классификация польского геронтолога и психиатра Х. Зайончковского, описавшего четыре разновидности процесса старения и соответствующие им группы стариков:

1) те, кто по своему физическому состоянию и интеллектуальному уровню не требует ухода;

2) наиболее многочисленная группа пожилых людей, которые сохранили физическое и психическое здоровье, но проявляют признаки снижения жизненной активности и уровня интересов; часть из них обычно спокойна и трудолюбива, ощущает свою социальную полезность, несмотря на торможение развития; другая часть выключает себя из жизни, не видит в ней для себя места, с горечью ждет смерти, капризна, озлобленна и является обузой для близких;

3) немногочисленная группа «великих старцев», которым свойственны высокий уровень социальной активности, эмоциональная зрелость и ощущение своей полезности; они увлечены работой, видят перед собой цель, обладают мудростью, используют жизненный опыт и возможности, которые предоставляет преклонный возраст; 4) группа нуждающихся в постоянном уходе, утративших здоровье, а порой и чувство реальности.

Вышесказанное позволило ученым сделать предположение: в период геронтогенеза человек осознанно или неосознанно осуществляет выбор своей стратегии старения и стратегия эта предполагает либо сохранение себя как индивида, либо сохранение себя как личности. При первой стратегии осуществляется переход к деятельности, направленной на «выживание» человека как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Вторая стратегия предполагает возможность дальнейшего прогрессивного развития личности человека и осуществляется при тенденции сохранения человеком старых и формированием новых социальных связей, дающих ему возможность ощущать свою общественную пользу. Ученые отмечают: с проблемой выбора стратегии старения тесно связана проблема смысла и образа дальнейшей жизни, что, по сути, определяется всей жизнью человека.

Сказанное выше побудило исследователей выделять в адаптации людей пожилого возраста две адаптивные стратегии – активную и защитную. Кроме того, рекомендуется учитывать следующие ее виды:

- нормальную (приводит к устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений структуры личности и без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает ее активность);

- девиантную(отклоняющуюся, неконформистскую, подразумевающую удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников не оправдываются ее поведением);

- патологическую (если активность личности в социальных ситуациях полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера.

Спецификой социальной адаптации человека является связь процесса социальной адаптации с социализацией, «врастанием» человека в новый социальный мир. Проблема социализации в позднем возрасте долгое время носила дискуссионный характер. Сегодня и социологи, и психологи высказываются по этому поводу следующим образом: «...проблема социализации пожилых людей не только существует, но и более значима для этого возрастного периода по сравнению с предыдущим…; успешная социализация пожилых людей «имеет первостепенное значение для организации их нормальной жизнедеятельности, развития и самореализации, оказывая тем самым влияние не только на благополучие самой группы этой категории граждан, но и всего социума, частью которого они являются».

Традиционно в содержании процесса социализации выделяют три сферы. Социализация человека применительно к первой сфере предполагает освоение новых видов деятельности (по - А.Н.Леонтьеву, расширение «каталога» деятельностей), а значит, освоение новых социально-психологических ролей; применительно ко второй сфере – расширение и углубление социальных связей и, наконец, применительно к третьей сфере – формирование «Я-концепции» личности как совокупности ее представлений о себе, сопряженной с их оценкой.

В психолого-педагогической науке не существует четкого разграничения между понятиями «социализация» и «развитие» [А.В.Петровский, В.А. Сластенин и др.]. С точки зрения Г.М. Андреевой, сущность социализации определяется следующим образом: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Б.Д. Парыгин под социализацией понимает весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя биологические предпосылки, непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающий социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности (как предметным миром вещей, так и всей совокупностью социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей), активное переустройство окружающего (природного и социального) мира, изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее гармоническое развитие. При этом, как считают исследователи, и социальная среда, и личность выступают субъектами последнего: социальная среда, воздействует на личность, способствуя ее формированию; личность, действуя в социальной среде, включается в процесс общения и отношений с окружающими людьми, явлениями, вещами, развивает определенную социальную деятельность, тем самым создавая эту среду, придавая ей определенное качество.

Подобное понимание социализации заставило ученых – педагогов поставить вопрос не только о взаимодействии социальной среды и личности, но и о педагогически целесообразной организации этого взаимодействия [В.Г. Бочарова, В.А. Сластенин, И.В. Харламов и др.]. Конструктивные изменения в социальной среде, по мнению В.Г. Бочаровой, создание таких условий жизни в социуме, которые помогают развиться всем задаткам человека, являются объективной предпосылкой успешного развития личности. Применительно к пожилым людям в современных условиях все более актуальное звучание приобретает проблема «высвобождения ресурсов», активизации личностного потенциала граждан пожилого возраста. С точки зрения К. Виктор, решение данной проблемы возможно при соблюдении следующих условий: трансформации внешних и внутренних ограничений, преобразования их в актуальные личностные возможности; избавления от традиционных запретов, преодоления негативных мифов и догм социального окружения; межпоколенного обмена. В современных условизможности; избавления от традиционных запретов, преодоления негативных мифов и догм социального окружения; межпоколенного обмена. В современных условиях целесообразным представляется предоставление старикам возможности «деятельного участия в жизни общества», продолжения полезных занятий. Существенным фактором сохранения бодрости, активности и хорошего самочувствия пожилого человека, по мнению ученых, может стать продолжение трудовой деятельность лиц пожилого возраста, осознание полезности их труда для общества. «Участие пожилых в трудовой сфере позволит использовать накопленные ими знания, умения, склонности и способности к синтетическому мышлению, а с другой стороны, сохранить свое здоровье».