Факторы, влияющие на социальную

адаптацию пожилых людей:

- характеристики района проживания (давность и тип застройки, степень преобладания производственной или социальной инфраструктуры, уровень благоустройства и развития сферы обслуживания населения, обеспеченность транспортными коммуникациями);

- характеристики производственной среды (сфера и отрасль занятости, характер, содержание и условия труда, размер заработка, условия выплаты пенсии - льготные или не льготные, удаленность работы от места жительства, продолжительность рабочего времени, отношение непосредственного руководителя и коллектива к пенсионеру);

- характеристики семейно-бытовой среды (состав, структура и размер семьи, совместимость или раздельность проживания с родственниками, отношение последних к пожилым людям, материальную и иную помощь, оказываемую семьей, ее душевой доход, жилищные и коммунальные условия);

- социально-демографические характеристики пожилых людей (пол, возраст, состояние в браке, образование, специальность или профессия, должностное положение, общий трудовой стаж, стаж фактического пребывания на пенсии, ее размер);

- состояние здоровья;

- ценностные ориентации личности (общие и в отдельных сферах - труда, семьи, общественной деятельности, досуга);

- общая направленность интересов личности на ту или иную сферу деятельности;

- социальные установки личности, связанные с различными жизненными обстоятельствами, важными для пенсионеров (профессиональная переквалификация, принятие материальной помощи от детей, выбор общественного поручения);

- оценка ситуаций, требующих принятия определенных решений (ранний или отложенный выход на пенсию, позитивные или негативные последствия прекращения работы);

- показатели удовлетворенности или неудовлетворенности положением на производстве, в семье, общественной организации или образом жизни как работника и как пенсионера;

- мнение о деятельности различных институтов и организаций, связанных с социальным обеспечением престарелых, их трудоустройством, медицинским и бытовым обслуживанием.

Адаптация пожилого человека во взаимодействии с различными факторами происходит с помощью ряда механизмов. Исследователи предлагают выделять следующие механизмы социальной адаптации пожилых людей:

- традиционный (через семью и ближайшее окружение);

- институциональный (через институты общества);

- стилизованный (через субкультуры);

- межличностный (через значимых лиц);

- рефлексивный (через индивидуальное переживание и осознание).

Роль каждого механизма определяется индивидуальными характеристиками пожилого человека, особенностями социальной среды, задачами, решаемыми в рамках конкретной социальной ситуации. Более того, анализ научной литературы показал, что вышеназванные механизмы зачастую не способствуют социальной адаптации пожилого человека, а в значительной степени затрудняют ее. Это заставило некоторых авторов называть старость как «возрастом плохой адаптации».

С точки зрения Б.Г. Ананьева, процесс социальной адаптации пожилого человека предполагает активные действия социума по оказанию ему помощи в адаптации к среде. Социальная среда, с точки зрения ученого, может явиться фактором, замедляющим старение, или, напротив, ускоряющим его. Анализ научной литературы, к сожалению, в большей степени свидетельствует о последнем. Как считают многие современные авторы, общество старается отгородиться от пожилых «барьером помощи», оказываемой через социальные институты, снимая с себя ответственность за отторжение людей преклонного возраста и за отсутствие чувства сострадания к ним. Однако и здесь пожилой человек сталкивается с рядом конфликтных ситуаций и трудностей, часто оказывается под тяжелым прессом негативных эмоций и пренебрежительного отношения. Об этом свидетельствуют научные работы, вышедшие в свет после 1990-х годов. Много работ посвящено распространенному во всех странах явлению эйджизма, жестокого отношения к пожилым людям, геронтофобии. Все эти работы объединяет мысль - старость приводит человека к зависимому положению: он становится уязвим, вызывает жалость, а подчас и смех, отвращение. Пожилых людей зачисляют в группу социально слабых вкупе с бедными, малообразованными.

Многочисленные зарубежные и отечественные исследования свидетельствуют о том, что пожилые люди являются группой, подвергающейся стереотипным представлениям, предписаниям и ожиданиям, касающихся их способностей, интересов, потребностей, причем представления эти носят более негативный, нежели позитивный характер. Среди основных причин негативной стереотипизации пожилых людей О.В.Краснова отмечает сокращение контактов между поколениями в семье, недостаточное изучение позднего периода жизни человека. Результат вышеперечисленного - распространение ограниченной и неадекватной информации о пожилых в обществе. Обнаружено также, что негативные характерные черты могут быть связаны с пожилыми людьми неосознанно, автоматически, выполняя самозащитную функцию для более молодых групп. И, наконец, источником негативных стереотипов о себе часто являются сами пожилые люди: их не всегда корректное, взвешенное поведение. Под тяжестью личных проблем некоторые из них бывают несправедливы в обвинениях против своего окружения, близких, молодежи и нередко создают вокруг себя обстановку конфронтации.

Среди наиболее распространенных предрассудков в отношении пожилых людей Н.П. Щукина отмечает следующие:

- большинство пожилых людей постоянно находятся в больницах, домах для престарелых и тому подобных учреждениях;

- многие пожилые люди недееспособны и из-за болезни много времени проводят в постели;

- большинство пожилых людей испытывает серьезные финансовые трудности;

- большинство пожилых людей одиноки и удалены от своих семей, как и от других значимых для них социальных связей;

- пожилые люди консервативны, аполитичны, характеризуются неприятием всего нового.

Набор стереотипов, выделяемых К. Виктор, включает в себя следующие установки:

- все старики похожи друг на друга;

- пожилые люди социально изолированы;

- большинство пожилых людей имеет слабое здоровье;

- увольнение с работы порождает больше проблем для мужчин, чем для женщин;

- большинство старых людей изолировано от своих семей или пренебрегают ими;

- в этом возрасте половой жизнью не интересуются или просто не способны к ней;

- старый человек не может учиться;

- умственные качества с возрастом ухудшаются.

Между тем, ряд исследований, посвященных возможностям пожилых людей, свидетельствуют об обратном. Старение, с точки зрения В.В. Болтенко, «не может рассматриваться как деструкция, уменьшение всех способностей и возможностей … и в старости продолжается процесс психического развития, способствующий относительной стабилизации на новом уровне». Пожилому возрасту, как и другим периодам развития, присущи не только недостатки развития, но и достоинства, облегчающие задачу адаптации к старости. По свидетельству ученых, многие пожилые люди сохраняют даже в пенсионный период высокую работоспособность и трудовую активность. В работе М.Д. Александровой «Проблемы социальной и психологической геронтологии» даются описания возрастной динамики творческой активности и продуктивности выдающихся деятелей в разных сферах - музыкальной, юридической и писательской. В исследовании представлен обзор работ советских и зарубежных ученых о положительном влиянии образования, общих и специальных способностей, интересов и рода занятий на сохранность разных сторон интеллекта в период геронтогенеза. Одним из факторов, противостоящим инволюции человека в целом, с точки зрения Л.А. Рудкевича, является творческая деятельность.

return false">ссылка скрыта

Более того, существует значительное количество работ, фиксирующих внимание на присущих пожилым людям положительных свойствах и качествах. В старости люди более умело оберегают себя от несчастий, способны наслаждаться настоящим, находя радость даже в мелочах; благодаря жизненному опыту человек научается смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле; освобождается от власти различных «жупелов» и ложных представлений; экономно обращается со временем; познания его становятся основательно продуманными и находятся в строгой взаимосвязи; старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от треволнений юности. С точки зрения М.Э. Елютиной, пожилых людей отличает практическая жизненная мудрость, приращение непосредственного житейского опыта, дающие возможность ориентироваться в меняющемся мире; усложнение духовной жизни. Для пожилых людей характерен рост рефлексии. Соматические же расстройства и финансовые трудности, согласно мнению исследователей, носят индивидуальный характер и не могут рассматриваться как характеризующие группу пожилых в целом. Не находит подтверждения в эмпирических данных популярный стереотип о политической пассивности престарелых. Наконец, индивидуальный характер имеет подвергнутая широкому рассмотрению в современной геронтопсихологической литературе проблема одиночества пожилого человека.