Культура.
Политология
Социальная психология
Экономика
История
Эстетика
Этика
Культурология
Юриспруденция
Социология
Философия
Науки изучающие общество.
Изначально термин культура означал «обработка, возделывание, земли».
В узком смысле, говоря о культуре, обычно под разумевают те области творческой деятельности которые связаны с искусством.
Или же
Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
В широком смысле: Культура-это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все её результаты. Культура это все что создано человечеством
Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.
Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека.
К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму,которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание — то, что они значат для личности и общества.
Субкультура- в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы[3]. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.(например художники экспрессионисты)
"КОНТРКУЛЬТУРА", общее обозначение ценностей определенных групп молодежи, противопоставляемых официальным ценностям. Вид субкультуры. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели нередко сочетаются с анархизмом, "левацким" радикализмом, культурным нигилизмом, технофобией, религиозными поисками.
Виды культур:
Народная-творец неизвестен, фольклор, сказки, прибаутки, былины и пр. Как правило это устное народное творчество.
Элитарная(высокая)-культура не для денег,а для самовыражения, сложна по содержанию. Романы, оперы,балеты, симфонии, живопись, стихи и пр.
Массовая-культура для широкого числа зрителей. Коммерчески ориентированная. Достаточно проста по содержанию. Не разрывно связана со СМИ
Экранная-достаточно новое явление. Появление ПК, айподов,телефонов,интернета ведет к тому что человек может не выходя из дому окунуться в поток информации, найти за минуты нужную информацию. Многие думают что экранной культуре принадлежит будущее.
Все культуры взаимосвязаны и могут дополнять друг друга.
Дать дз: как разные виды культур могут сочетаться вместе? Привести примеры.
Элитарная | Народная | Массовая | |
Создается привилегированной частью общества» либо по ее заказу профессиональными творцами | Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы) | Понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры) | |
Субкультура | Контркулътура | ||
Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная) | Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.) | ||
Общественный прогресс и его критерии
Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогресса противоположно понятие регресс, для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, деградация, возврат к уже отжившим структурам и отношениям. Представление о развитии общества как прогрессивном процессе появилось еще в древности, но окончательно оформилось в трудах французских просветителей (А. Тюрго, М. Кондорсе и др.).
Критерии прогресса.
· Французские просветители видели критерий в развитии разума, в степени разумности общественного устройства.
· Ряд мыслителей (например, А. Сен-Симон) оценивали движение вперед по состоянию общественной нравственности, приближению ее к раннехристианским идеалам. Г. Гегель связывал прогресс со степенью сознания свободы.
· Марксизм также предложил универсальный критерий прогресса — развитие производительных сил. Видя сущность движения вперед во все большем подчинении сил природы человеку, К. Маркс сводил общественное развитие к прогрессу в производственной сфере. Прогрессивными он считал лишь те социальные отношения, которые соответствовали уровню производительных сил, открывали простор для развития человека (как главной производительной силы).
· Критерием прогресса должна являться мера свободы, которую общество в состоянии предоставить личности для максимального развития ее потенциальных возможностей.
· Степень прогрессивности того или иного общественного строя нужно оценивать по созданным в нем условиям для удовлетворения всех потребностей личности, для свободного развития человека (или, как говорят, по степени человечности общественного устройства).Это ныне основной критерий прогресса
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией(например Средние Века).
Различают две формы социального прогресса: революцияи реформа.
Революция — это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Реформа — это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса.
Научно-технический прогресс.
НТР-это скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.
Сказать о преимуществах и недостатках НТР.