Медико-социальная экспертиза

ЛЕКЦИЯ 5

· Порядок организации и деятельность Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы

· Порядок и условия признания лица инва­лидом

· Индивидуальная программа реабилитации

Порядок организации и деятельность Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы. Впервые понятие экспертизы появилось в 1912 г. Как государ­ственная служба экспертиза стала функционировать в России с 1918 г., когда начал устанавливаться факт постоянной нетрудо­способности граждан. В 1924 г. было разработано и утверждено первое Положение о врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), в котором оп­ределялись критерии установления группы инвалидности. Принятое в 1956 г. усовершенствованное положение о ВТЭК просуществовало до 1996 г. Основной его задачей было установле­ние группы инвалидности. С 1963 г. в обязанности ВТЭК вменялась реабилитационная деятельность, которая сводилась исключительно к установлению профессиональной пригодности и трудоустрой­ству инвалидов. Причем определение того, какую профессиональ­ную деятельность освидетельствуемый может выполнять, осно­вывалось на медицинских, а не на социально-биологических кри­териях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2004 № 805 утверждено Постановление о порядке организации и деятельности Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (МСЭ). К ним относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы – бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах. К основным задачам этих учреж­дений относятся следующие:

- определение группы инвалидности, ее причин (обстоятельств и условий возникновения), сроков и времени наступления, по­требности инвалида в различных видах социальной защиты;

- разработка индивидуальных программ реабилитации инвали­дов, содействие в реализации мероприятий социальной защиты инвалидов, включая их реабилитацию, и оценка эффективности этих мероприятий;

- формирование данных государственной системы учета инва­лидов, изучение состояния, динамики инвалидности и факторов, к ней приводящих;

- участие в разработке комплексных программ в области про­филактики инвалидности, медико-социальной экспертизы, ре­абилитации и социальной защиты инвалидов.

Формирование сети бюро производится исходя из численно­сти населения, проживающего на территории субъекта Россий­ской Федерации, и числа освидетельствуемых в год граждан из расчета, как правило, одно учреждение на 70 - 90 тыс. человек при условии освидетельствования 1,8 - 2 тыс. человек в год. С уче­том сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей регионов бюро могут создаваться из расчета на иную численность населения и число освидетельствуемых в год граждан.

В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инва­лидности образуются бюро общего профиля, специализирован­ного профиля (психиатрического, онкологического, туберкулез­ного и пр.) и смешанного профиля.

Для проведения медико-социальной экспертизы лиц в возрас­те до 18 лет могут образовываться бюро специализированного профиля.

В штатный норматив бюро МСЭ входят специалисты, принима­ющие экспертное решение (3 врача различных специальностей), а также, в отличие от ВТЭК, специалист по реабилитации, спе­циалист по социальной работе и психолог. Кроме того, штатным расписанием предусматриваются должности старшей медицинской сестры, медицинского регистратора и шофера.

При необходимости в штатный норматив бюро могут быть вве­дены врачи-педиатры, специалисты по функциональной диагно­стике, профориентации, эргономике, физиологии труда, педа­гог, сурдопереводчик и другие специалисты.

Районное бюро медико-социальной экспертизы решает следу­ющие задачи:

- определяет структуру и степень ограничения жизнедеятель­ности освидетельствуемых лиц и их реабилитационный потен­циал;

- устанавливает факт наличия инвалидности, определяет груп­пу, сроки и время наступления инвалидности;

- определяет степень утраты профессиональной трудоспособ­ности работников, получивших увечье, профессиональное заболе­вание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнени­ем ими трудовых обязанностей, и необходимость осуществления дополнительных мер социальной защиты;

- определяет причинную связь смерти пострадавшего лица с производственной травмой, профессиональным заболеванием, пребыванием на фронте и с другими обстоятельствами, при ко­торых законодательством Российской Федерации предусматрива­ется предоставление льгот семье умершего;

- формирует и корректирует индивидуальные программы ре­абилитации инвалидов;

- формирует банк данных о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу.

В штатный норматив главного бюро МСЭ (городского, област­ного, краевого) входят несколько составов специалистов, при­нимающих экспертное решение, группы специалистов по функ­циональной диагностике, профориентации и организации труда инвалидов, их социально-средовой адаптации, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения.

В состав специалистов, принимающих экспертное решение, входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалис­ты по реабилитации разного профиля (в зависимости от потреб­ности в экспертно-реабилитационной диагностике), специалисты по социальной работе и психологи.

В случае необходимости при главном бюро может быть создано стационарное отделение.

Главное бюро медико-социальной экспертизы решает следую­щие задачи:

- проводит медико-социальную экспертизу лиц, обжаловавших решения районных бюро, и в случае необоснованности этих ре­шений отменяет их;

- проводит медико-социальную экспертизу граждан по направ­лениям бюро в случаях, требующих применения социальных ме­тодов обследования;

- формирует и корректирует индивидуальные программы ре­абилитации инвалидов в случаях, требующих применения специ­альных методов обследования, а также контролирует их реализа­цию;

- формирует банк данных субъекта Российской Федерации о гражданах, прошедших медико-социальную экспертизу, осуществ­ляет государственное статистическое наблюдение за демографи­ческим составом инвалидов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, и представляет соответствующие сведе­ния в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации;

- оказывает консультативную помощь врачам-экспертам и дру­гим специалистам бюро.

Медико-социальная экспертиза проводится по письменному заявлению больного с приложением направления из учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения, под­тверждающего нарушение его здоровья. Направление из учрежде­ния здравоохранения должно быть составлено врачами врачебно-консультативной комиссии федерального или муниципального лечебно-профилактического учреждения (ВКК ЛПУ) по месту постоянного проживания пациента. При отказе гражданину в вы­даче направления на медико-социальную экспертизу учреждени­ем здравоохранения или социальной защиты населения он может самостоятельно обратиться в бюро МСЭ и получить направление на медицинское обследование, необходимое для прохождения экспертизы. Лицу, признанному инвалидом той или иной груп­пы, оформляются соответствующие юридические документы - пенсионное удостоверение или справка об инвалидности (для ре­бенка).

Медико-социальная экспертиза должна включать комплексное медицинское, психологическое, педагогическое и социальное обследование.

В заключении медико-социальной экспертизы на основе ана­лиза клинико-функциональных, психологических, профессиональ­но-трудовых и социально-бытовых данных каждого пациента долж­ны быть отражены следующие сведения:

- категория и степень ограничения жизнедеятельности;

- данные о наличии группы и причины инвалидности;

- сроки переосвидетельствования;

- потребность в мерах социальной помощи и защиты;

- реабилитационный прогноз;

- рекомендации по медико-социальной реабилитации.

Медицинские критерии оценки состояния здоровья и функци­ональных нарушений основываются на четко разработанных схе­мах обследования пациентов: рентгенологических, лабораторных, эндоскопических, электрофизиологических и др. При каждом кон­кретном заболевании и освидетельствовании должны быть строго выполнены все необходимые обследования и правильно оформ­лены документы, т.е. медицинское заключение. В случаях, требую­щих применения сложных видов реабилитационно-экспертной диагностики, инвалид может быть направлен для разработки или коррекции ИПР в вышестоящее учреждение государственной служ­бы МСЭ.

Для того чтобы составить полную картину о состоянии здоро­вья обследуемого, необходимо изучить не только медицинские показатели, но и особенности характера и поведения человека. Болезнь и инвалидность - это реальные трудности, под влияни­ем которых изменяется отношение к миру, к себе, окружающим людям.

Большое значение имеют личностные свойства, способность противостоять стрессам, адекватно реагировать на свою болезнь. Личностные деформации, психические расстройства (восприятия, внимания, памяти, эмоций, психомоторики) в зависимости от степени тяжести сами по себе могут вызывать нарушения жизне­деятельности.

Анализируются сохранность или нарушение профессионально-трудового статуса, профессиональные интересы и по ним выно­сится заключение. Интегрально профессионально-трудовой ста­тус оценивается в зависимости от сохранности профессиональной трудоспособности при уменьшении объема трудовой деятельно­сти, от утраты профессиональной трудоспособности при возмож­ности работы по другой профессии в обычных производственных условиях, от возможности трудиться только в специально создан­ных условиях или констатируется факт полной утраты трудоспо­собности.

При анализе социально-бытовых факторов оцениваются дея­тельность инвалида в социуме, роль как гражданина, семейное положение и выполнение семейных обязанностей, жилищно-бытовые условия, материальное положение, наличие условий для социально-средовой адаптации и осуществления реабилитацион­ных мероприятий, способность выполнения бытовой деятельно­сти и ее зависимость от технических и вспомогательных средств, других лиц, способность к независимому проживанию. Наличие в семье других хронических больных или престарелых, также нуж­дающихся в уходе, лиц, злоупотребляющих алкоголем, наркома­нов, лиц с асоциальным поведением, особенно родителей, явля­ется свидетельством выраженной социальной недостаточности такой семьи.

Не менее важным является изучение психологического клима­та семьи инвалида, определение адекватности отношения к инва­лиду со стороны близких людей, наличия возможностей обеспе­чения ухода. В оценке социальной недостаточности семьи ребен­ка-инвалида определяется способность родителей, в первую оче­редь матери, к адекватному воспитанию. Сюда включается умение матери осуществлять адекватный уход за ребенком, проводить ле­чебно-тренировочные процедуры, прививать ребенку навыки са­нитарии, гигиены, самообслуживания, оказывать помощь в уче­бе, вовлекать его в общество сверстников. Проявлением крайней социальной недостаточности семьи ребенка-инвалида является уход из нее отца.

Исходя из особенностей социальной недостаточности семьи че­ловека с ограниченными возможностями, должны планироваться и осуществляться меры по социальной реабилитации, как самого инвалида, так и его семьи.

Порядок и условия признания лица инва­лидом. Медико-социальная экспертиза осуществляется с использова­нием классификаций и критериев по признанию граждан инва­лидами, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определя­емом Правительством Российской Федерации в Постановлении от 20 февраля 2006 г. №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» и Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 августа 2005 г. № 535 «Об утверждении классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

Сам факт наличия какого-либо хронического заболевания, по­следствий травмы или физического дефекта еще не служит ос­нованием для установления группы инвалидности. Она устанав­ливается лишь в тех случаях, когда последствия заболеваний или травм ведут к ограничению тех или иных сфер жизнедеятельно­сти и обусловливают необходимость осуществления мер соци­альной защиты.

Основанием для установления группы инвалидности могут слу­жить также следующие причины:

- частые и длительные больничные листы, т.е. необходимость длительного стационарного или амбулаторного лечения, обуслов­ленного как остро возникшим, так и хронически текущим забо­леванием;

- невозможность выполнять работу по своей профессии из-за нарастающих признаков хронически текущего заболевания;

- невозможность продолжать работу по своей специальности из-за острого эпизода болезни.

Таким образом, во всех случаях при решении вопроса об уста­новлении группы инвалидности учитываются медицинские фак­торы (основное и сопутствующие заболевания, их характер и особенности), тип нарушения основных функций организма, про­фессия больного, его возраст, клинический и социальный про­гноз, реальная возможность трудоустройства, а также целый ряд других факторов.

Согласно Классификации нарушений основных функций орга­низма человека выделяют следующее:

- нарушение психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли);

- нарушение сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания);

- нарушение статодинамической функции;

- нарушение функций кровообращения, дыхания, пищеваре­ния, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секре­ции.

Принадлежность к той или иной группе связана с характером льгот и привилегий.

На основе Международной номенклатуры нарушений, огра­ничений жизнедеятельности и социальной недостаточности была разработана классификация основных семи категорий жиз­недеятельности.

1. Способность к самообслуживанию - способность самостоя­тельно удовлетворять основные физиологические потребности, осуществлять повседневную бытовую деятельность, соблюдать личную гигиену.

2. Способность к самостоятельному передвижению - способ­ность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодоле­вать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выпол­няемой бытовой, общественной, профессиональной деятель­ности.

3. Способность к обучению - способность к восприятию и вос­произведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (социальными, куль­турными и бытовыми).

4. Способность к трудовой деятельности - способность осу­ществлять деятельность в соответствии с требованиями к содер­жанию, объему и условиям выполнения работы.

5. Способность к ориентации - способность определяться во времени и в пространстве.

6. Способность к общению - способность к установлению контактов с людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.

7. Способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.

При выявлении ограничений жизнедеятельности больных с любой патологией необходимо опираться главным образом на оценку выраженности функциональных нарушений, обусловлен­ных дынными заболеваниями. При любых заболеваниях различают несколько степеней нарушения функций органов и систем. Шка­ла оценки степени ограничения жизнедеятельности, рекомендуе­мая Международной классификацией, предлагает выделение ше­сти степеней тяжести ограничения жизнедеятельности по любому из параметров:

0 - нет ограничения жизнедеятельности;

1 - легкое ограничение жизнедеятельности, вызывающее ряд трудностей и не требующее использования вспомогательных средств;

2 - умеренное ограничение жизнедеятельности, требующее ис­пользования вспомогательных средств;

3 - умеренное ограничение жизнедеятельности, требующее содействия окружающих наряду с использованием вспомогатель­ных средств;

4 - значительное нарушение жизнедеятельности, вызывающее полную зависимость от окружающих;

5 - выраженное ограничение жизнедеятельности, вызываю­щее полную зависимость от окружающих и требующее использо­вания окружающими вспомогательных средств;

6 - полная неспособность действовать даже при содействии окружающих лиц и вспомогательных средств.

Специалисты бюро МСЭ используют 4-балльную шкалу огра­ничений жизнедеятельности по степени выраженности.

Следствием легких или умеренных ограничений жизнедеятель­ности может быть социальная недостаточность в виде периоди­ческой неспособности или сниженной способности заниматься обычной деятельностью, качественного ограничения работы, уменьшения экономического благополучия, сдержанного участия в жизни общества или ограниченного участия в некоторых фор­мах жизни общества.

Социальная недостаточность у лиц с более выраженными рас­стройствами функций организма будет включать возможность лишь приспособленного занятия в обычной деятельности, работы лишь в специально созданных условиях, частичную эконо­мическую зависимость, ограниченное участие в некоторых фор­мах или во всех формах жизни общества, т.е. неполную интегра­цию.

Тяжелые нарушения жизнедеятельности могут обусловить воз­можность лишь зависимой социально-бытовой деятельности вслед­ствие ограничения способности адекватного поведения, общения или способности владеть телом и зависимость от других лиц при уходе за собой.

В зависимости от степени выраженности ограничений жизне­деятельности и социальной недостаточности определяется I, II или III группа инвалидности.

Критерием для определения I группы инвалидности (самой тяжелой) служит социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоро­вья со стойким значительно выраженным расстройством функ­ций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному огра­ничению одной из категорий жизнедеятельности либо их соче­тания.

Критерии установления I группы инвалидности:

- неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц;

- неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;

- неспособность к ориентации (дезориентация);

- неспособность к общению;

- неспособность контролировать свое поведение.

При этом такие категории жизнедеятельности, как способность к обучению и трудовой деятельности, могут быть нарушены в мень­шей степени. Например, слепые или люди с непротезируемыми культями конечностей, несмотря на стойкие нарушения соответ­ствующих функций и невозможность самообслуживания, при со­здании определенных условий могут выполнять те или иные виды трудовой деятельности, в то время как больные с тяжелыми со­матическими заболеваниями (тяжелая степень сердечно-легочной, печеночной или почечной недостаточности, конечные стадии ту­беркулеза, злокачественных новообразований) оказываются не­способными к самообслуживанию и к какой бы то ни было трудо­вой деятельности.

Критерием для установления II группы инвалидности служит социальная недостаточность, требующая социальной за­щиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из категорий жизнеде­ятельности либо их сочетания.

Нарушения жизнедеятельности не вызывают необходимости в постоянном уходе, но требуют использования вспомогательных средств и создания специальных условий для компенсации нару­шенных функций. Что касается трудовой деятельности, то эти боль­ные либо полностью нетрудоспособны, либо могут выполнять труд лишь в специальных особо созданных условиях. По способности к выполнению трудовой деятельности инвалиды II группы диффе­ренцируются следующим образом:

- лица, у которых наступила полная потеря трудоспособности вследствие нарушенных функций организма;

- лица, которым все виды трудовой деятельности на длитель­ный период времени противопоказаны вследствие возможности ухудшения течения заболевания под влиянием трудовой деятель­ности;

- лица с тяжелыми хроническими заболеваниями, комбини­рованными дефектами опорно-двигательного аппарата и значи­тельной потерей зрения, которым труд не противопоказан, но доступен лишь в специально созданных для них условиях.

II группа инвалидности устанавливается при стойких выражен­ных расстройствах высших психических функций, нарушении ди­намики психической деятельности, выраженных эмоционально-волевых нарушениях и личностных изменениях. Такие нарушения резко затрудняют обучение и вызывают социальную дезадаптацию.

Критерием для определения III группы инвалидности служит социальная недостаточность, требующая социальной за­щиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойкими незначительно или умеренно выраженными расстройствами функ­ций организма, обусловленными заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно вы­раженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетания.

III группа инвалидности устанавливается также при следую­щих условиях:

- необходимости перевода по состоянию здоровья на работу по другой профессии более низкой квалификации вследствие невоз­можности продолжать работу в своей профессии. Например: фре­зеровщик - раздатчик инструментов, прядильщица - вахтер, за­бойщик - вахтер и т.п.;

- необходимости по состоянию здоровья значительно изме­нить условия работы в своей профессии, которые приводят к значительному сокращению объема производственной деятель­ности и тем самым к снижению квалификации. Например, тка­чиха-многостаночница может работать на 1 - 2 станках, врач - на 0,5 ставки;

- значительном ограничении возможностей трудоустройства вследствие выраженных функциональных нарушений у лиц невы­сокой квалификации или ранее неработающих (узкий круг дос­тупных профессий). Например, умственно отсталый подросток, вдовы, ранее не работавшие, и др.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. В зависимости от степени расстройства функ­ций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возра­сте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» на срок 1 год, 2 года или до достижения им 18 лет. Мужчинам стар­ше 60 лет и женщинам старше 55 лет, а также инвалидам с не­обратимым анатомическим дефектом без указания срока пере­освидетельствования инвалидность устанавливается.

Причинами инвалидности могут быть общее заболевание, тру­довое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья),связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма или заболевание, полученные в период военной службы, инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделения осо­бого риска и др.

Индивидуальная программа реабилитации. В течение месяца разрабатываться индивидуальная программа ре­абилитации (ИПР). В разработке плана реабилитационных мероприятий в случае необходимости участвуют специалисты учреждений здравоохране­ния, образования, профессионального обучения и других орга­нов и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере реаби­литации инвалидов. В обсуждении ИПР участвует сам инвалид, а если речь идет о ребенке, то родители или уполномоченные лица, их заменяющие. В случаях, требующих применения для разра­ботки программы сложных видов реабилитационно-экспертной диагностики, инвалид может быть направлен в вышестоящее учреждение государственной службы медико-социальной экспер­тизы.

На этапе первичной комплексной медико-социальной экспер­тизы и разработки ИПР инвалида решаются следующие задачи:

- устанавливается наличие нарушений функций, дается оцен­ка их выраженности, а также оценка тяжести связанных с выяв­ленными нарушениями ограничений жизнедеятельности с указа­нием ведущего ограничения;

- определяются возможности терапевтической коррекции вы­явленных нарушений функций;

- изучаются психологический статус личности, его интересы, образовательный или профессиональный потенциал;

- определяются потребности инвалида в мероприятиях соци­альной реабилитации, в том числе во вспомогательных техниче­ских средствах и приспособлениях;

- намечается план комплексной реабилитации.

В ИПР, разработанной специалистами бюро МСЭ, обязатель­но отражаются следующие сведения:

- исполнитель (наименование учреждения);

- форма реабилитации (амбулаторная, стационарная, отделе­ние дневного пребывания, клубная, пансионат);

- сроки выполнения каждого этапа реабилитации (дата начала и окончания);

- объем, содержание и количество реабилитационных мероприя­тий;

- прогнозируемый результат.

Комиссия МСЭ также назначает и утверждает куратора (соци­ального работника) ИПР каждого инвалида, которому поручает­ся организация всех видов патронажа (медико-социального, пси­холого-социального, культурно-досугового, социально-бытового). В каждом случае учреждение для проведения тех или иных реаби­литационных мероприятий подбирается индивидуально, с гаран­тией высокого качества реабилитационных услуг. При отсутствии необходимых форм помощи по месту жительства инвалида необходимо направить его в соответствующее учреждение ближайших регионов.

На основании полученных медико-психологических характе­ристик и данных о социальных составляющих портрета инвалида разрабатывается перечень необходимых мер по реабилитации, а также социальной помощи и льгот, гарантированных законом Рос­сийской Федерации. Разработанный план мероприятий с указа­нием их объемов, сроков проведения и исполнителей заносится в Реабилитационный дневник инвалида, заверяемый подписью ру­ководителя и печатью учреждения государственной службы меди­ко-социальной экспертизы и подписью инвалида, его опекуна или родителей ребенка-инвалида. Утвержденная ИПР выдается на руки инвалиду, а копия направляется в муниципальное управление со­циальной защиты населения по месту проживания инвалида или получения им пенсии.

ИПР носит рекомендательный характер, инвалид вправе отка­заться от того или иного вида, формы и объема реабилитацион­ных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Он вправе самостоятельно решить вопрос своего обеспечения конк­ретным техническим средством или видом реабилитации, вклю­чая автомобили, печатные издания по брайлевскому шрифту и пр. Отказ от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает бюро МСЭ от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бес­платно.

Если инвалид нуждается в обеспечении транспортными средствами или санаторно-курортном лечении, то выписка из ИПР с данными указаниями направляется в соответствующий орган, осу­ществляющий пенсионирование инвалида.

В ИПР включаются как реабилиех или иных реаби­литационных мероприятий подбирается индивидуально, с гаран­тией высокого качества реабилитационных услуг. При отсутствии необходимых форм помощи по месту жительства инвалида необходимо направить его в соответствующее учреждение ближайших регионов.

На основании полученных медико-психологических характе­ристик и данных о социальных составляющих портрета инвалида разрабатывается перечень необходимых мер по реабилитации, а также социальной помощи и льгот, гарантированных законом Рос­сийской Федерации. Разработанный план мероприятий с указа­нием их объемов, сроков проведения и исполнителей заносится в Реабилитационный дневник инвалида, заверяемый подписью ру­ководителя и печатью учреждения государственной службы меди­ко-социальной экспертизы и подписью инвалида, его опекуна или родителей ребенка-инвалида. Утвержденная ИПР выдается на руки инвалиду, а копия направляется в муниципальное управление со­циальной защиты населения по месту проживания инвалида или получения им пенсии.

ИПР носит рекомендательный характер, инвалид вправе отка­заться от того или иного вида, формы и объема реабилитацион­ных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Он вправе самостоятельно решить вопрос своего обеспечения конк­ретным техническим средством или видом реабилитации, вклю­чая автомобили, печатные издания по брайлевскому шрифту и пр. Отказ от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает бюро МСЭ от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бес­платно.

Если инвалид нуждается в обеспечении транспортными средствами или санаторно-курортном лечении, то выписка из ИПР с данными указаниями направляется в соответствующий орган, осу­ществляющий пенсионирование инвалида.

В ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, пре­доставляемые инвалиду бесплатно (в соответствии с базовыми программами), так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид или другие лица и орга­низации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому в случае согласия инвалида на платную услугу, не предусмотренную базовыми программами, об этом в ИПР делается соответствующая отметка.

ИПР является обязательной для органов государственной вла­сти, органов самоуправления, а также для организаций, пред­приятий и учреждений, которые выступают непосредственными исполнителями реабилитационных мероприятий.

Координировать процесс реализации программы реабилита­ции, в которой принимают участие различные учреждения, в том числе разной ведомственной принадлежности, осуществлять контроль и давать оценку полученным результатам должны органы труда и социального развития - Бюро МСЭ, утвердившие ИПР, и районные (городские) органы социальной защиты на­селения по месту постоянного (фактического) жительства инвалида. В органе социальной защиты населения выделяется структурное подразделение (специалист) по проблемам реаби­литации инвалидов.

При повторной и последующих экспертизах, которые проводят­ся по окончании намеченного этапа реабилитации, оценивается полученный эффект. Комиссия МСЭ заслушивает отчет куратора программы реабилитации, проводит обследование инвалида, изу­чает отчеты реабилитационных учреждений. В случае низкой эф­фективности реабилитации или невыполнения намеченных ме­роприятий анализируются причины, по которым это произошло, устанавливаются негативные моменты в деятельности реабилита­ционных учреждений и самой программе реабилитации, намеча­ются меры по их устранению.