Социальный диагноз неформальных объединений

Социальный диагноз в работе социального педагога с группами несовершеннолетних различной направленности

 

Существует достаточно много типологий (классификаций) по направленности деятельности групп несовершеннолетних. Остановимся на двух из них.
1. Одна из самых распространенных типологий предполагает распределение существующего многообразия групп:
• на просоціалъні, направленность которых согласовывается с заохочуваними обществом ценностями и установками. Положительные групповые нормы привносятся с социальной среды, формируются и укрепляются в процессе социально значимой учебной, трудовой и общественной совместной деятельности;
асоциальные, направленность которых не согласуется с ценностями и нормами "Cyber Gym" - интернет-магазин тренажеров, установившиеся в обществе. Члены этих групп ведут совместный асоціально-криминальный образ жизни и совершают различные правонарушения. Совместная асоціально-криминальная деятельность характеризуется в этих группах социальным отчуждением, відособленням, противостоянием;
• при соответствующем уровне развития и организованности асоціально-криминальной деятельности асоциальные группы могут совершать преступления, и тогда они превращаются в криминогенные, или преступные, группы, которые характеризуются большей замкнутостью, круговой порукой, преступной деятельностью, выраженным противопоставлением себя другим группам. Межличностные отношения в таких группах опосредковуются асоциальными или антиобщественными ценностями и ведут к деперсонализации лица.

 

Под термином “неформальная группа” обозначают сразу несколько объектов, социальная природа якиз является резню.
- Во-первых, это группировки преимущественно подростку, внутри которых организационные отношения выражены или очень слабо, или, наоборот, очень сильно с угрозой применения физической силы. Самоцелью подобных неформальных мпільностей у большинства есть общение, а главным внутренним принципом - групповая солидарность. Такие неформальные “тусовки” служат средством самоопределение, той группой, благодаря которой несовершеннолетний находит свое место в отношении “я-мы-они”.
- Во-вторых, к неформалов на сегодня относятся участники различных самодеятельных объединений. Среди них - экологические группы, историко-культурные объединения и политические клубы.
- По-третье, в неформальных организаций часто относят тех, кто включен в массовые национальные и общественные движения.
Неформальные группы могут быть организованы как в рамках формальных, так и вне их. Первые в рамках определенных организаций, вторые - существуют независимо от формальных. Они образуются на основе пространственной близости (соседи), общности интересов, психофизиологических характеристик, личной симпатии. Контакты в таких группах есть более глубокие и широкие, более значимые для индивидов. Именно такие группы оказывают существенное влияние на социализацию личности.
Причинами создания неформальных объединений являются:
- реакция на недостатки работы с молодежью;
- проблемы социальной структуры в государстве;
- последствия бюрократии и формализма;
- стремление проявить самостоятельность;
- стремление задовольними потребности и интересы;
- необходимость в общении;
- особенности молодежной сознания и развития.
Социально-педагогическим воздействием на направленность и деятельность неформальной группы моржна выделить: через поведение лидера, введение в группу лиц, которые имеют просоциальную направленность, через переориентацию деятельности.
Социальный диагноз неформальных объединений осуществляется по следующей технологии.
I этап:
- ознакомление с группой, его лидером;
- постановка цели и задач;
- выделение предмета диагностики; выбор основных показателей и критериев.
II этап:
- измерение и анализ полученных количественных и качественных показателей.
III этап:
- результат, оформление заключений и постановка социального диагноза неформальной группы.