Диагностирование семьи на уровне ее подсистем

Методика диагностики семьи

 

Диагностика семьи - постоянно присутствует элемент деятельности социального педагога. Учитывая сложность проблем, необходима система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основное назначение диагностики и мониторинга (как системной формы) - составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденции, присущие семьям, обслуживаемых социальным педагогом. Диагностические методики, используемые традиционные: наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование и т.д. На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, что позволяет разработать стратегию и тактику социально-педагогической работы в отношении конкретной семьи и с семьями в целом, обеспечить адресность и результативность социально-педагогической поддержки и помощи.
Основные принципы мониторинга:
- достоверность, полнота, системность информации;
- оперативность получения сведений и их систематическая актуализация;
- сопоставление получаемых данных, которое обеспечивается единством выбранных позиций при сборе и анализе информации;
- сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально-педагогического мониторинга семьи заключается в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, что носят естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственный и опосредованный надзор, произведения и графические работы детей о семье и т.д.), так и полученные в ходе специально организованного исследования (опросы, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.).
Важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученные результаты. Способов систематизации может быть несколько.

 

Поскольку семья - это сложная система, социальный педагог берет во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами
Брачная подсистема (муж - жена). Социальному педагогу важно видеть особенности взаимоотношений между мужем и женой в семье, способность супругов оценивать и поддерживать друг друга. С одной стороны, данная подсистема во многом определяет микроклимат семьи. С другой - это фактор, который в дальнейшем будет играть существенную роль в выстраивании ребенком собственных статеворолевых взаимоотношений. Данная подсистема - одна из самых сложных для изучения, она во многом скрыта от глаз посторонних. Непременным условием результативной диагностики является установление дружеских и/или партнерских отношений социального педагога с супругами (опора на точку зрения одного из них может послужить источником неполной, искаженной информации). Действенным средством выступает наблюдения. Возможен обращение за консультацией к практическому (школьном) психолога.
Родительская подсистема (мать-отцао). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары как родители ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать-дети, отец-дети, стиль родительского отношения к детям. Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и много других факторов в результате определяют десоціалізуючий влияние семьи на ребенка.
Подсистема «братья-сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях выполнения социальной роли каждым ребенком, каким образом в семье разделении обязанности между братьями-сестрами. Отношения между детьми в семье - незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательные распределение обязанностей, терпимость, умение решать и предотвращать конфликты, делить заботу и внимание взрослых, что проявляется по отношению к ним. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер самых значимых. Однако здесь скрытый значительный потенциал десоціалцзуючого влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина», моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое). Для изучения системы отношений и взаимодействий «братья-сестры» также могут быть использованы психологические и педагогические методики межличностного общения.
Подсистема «родители-дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, пределы власти, свободы и ответственности, что стали нормой этих отношений. Взаимодействие и отношения ребенка с родителями - один из самых частых предметов социально-педагогической заботы и внимания. Именно здесь кроется источник большинства конфликтов, нарушающих нормальный ход как семейной жизни в целом, так и жизнедеятельности ребенка как самостоятельного существа. Вместе с тем эти отношения допускают возможность косвенного воздействия на ребенка со стороны социального педагога (например, в ситуациях коррекции поведения, социальной реабилитации и др.).
Необходимо сочетать методы прямого действия (преимущественно психологические методики) и косвенного (например, метод экспертных оценок, игровые методики, моделирование отношений, решения задач и ситуаций в рамках специальных занятий, биографический метод и др.).
Важно учитывать роль родственников, которые могут и не жить с семьей под одной крышей (бабушка, дедушка, тетя и т.д.), и лиц, которые не являются родственниками по крови, но имеют влияние на семью и отдельных ее членов.