Социальная среда как необходимое условие социализации личности

ТЕМА 7. Методика диагностики микросоциального среды лица

 

1. Социальная среда как необходимое условие социализации личности.
2. Классификация проявлений социальной среды.
3. Структура, этапы, задачи, содержание диагностики микросреды.
4. Методика организации социально-педагогического комплекса (СПК).

Литература
1. Словарь - справочник по социальной работе / Под ред. д-ра ист. наук, проф. Е.И.Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424с.
2. Технологии социально-педагогической работы: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Й.Капської. -К., 2000. - 372с.
3. Методика социальной диагностики взаимоотношений в обществе / Теория и методика социальной работы. - М., 1994.
4. Технология социальной работы. -М.: ВАДОС, 2000. - С.38-47.
5. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. - М. 1993.

 

Среда - это совокупность условий существования человека и общества. В социологии под социальной средойчеловека понимают экономические, политические, социальные, духовные, территориальные условия, влияющие на становление личности. Социальная педагогика, основываясь на этом определении, рассматривает социальная среда как совокупность социальных условий жизнедеятельности человека (сферы общественной жизни, социальные институты, социальные группы), что влияют на сознание и поведение.
В структуре социальной среды выделяют макро - и микроуровне. До макроуровня принадлежит материальное, культурную, политическую среду. Микроуровень - это конкретные условия жизни личности (семья, соседство) и условия в среде ближайшего окружения (улица, тип поселения, учебный или трудовой коллектив, общественные организации, формальные и неформальные объединения).
Социальная среда как совокупность социальных условий воспитания непосредственно влияет на механизмы его регулирования. Изменения в воспитательном процессе обязательно оговариваются реформаціями в структуре и функционировании социальной среды.
Социализация личности неотъемлемая от социальной среды. Оно охватывает человека от момента ее рождения и влияет на нее до самой смерти. Именно социальную среду, в частности его сферы - политическая, социальная, духовная - формируют определенные ожидания относительно поведения личности. Эти ожидания превращаются соответствующими социальными институтами в цели, задачи, содержание социального воспитания. Социальная среда существует благодаря многочисленным взаимоотношениям его членов и социальных институтов. Чем больше и разнообразнее палитра составляющих социальной среды, тем интенсивнее его развитие и разнообразнее условия жизнедеятельности личности.