Принципы социальной диагностики

Цель, задачи социальной диагностики как науки, учебной дисциплины и технологии социально-педагогической работы.

ТЕМА 1. Социальная диагностика как учебная дисциплина.

Социальная диагностика

Парфанович И.И.Курс лекций / Тернополь, ТДПУ, 2009. - 182 c.

http://banauka.ru/20.html

1. Цель, задачи социальной диагностики как науки, учебной дисциплины и технологии социально-педагогической работы.
2. Принципы социальной диагностики.
3. Место, роль и значение социальной диагностики.
4. Требования к профессиональному уровню социального диагноста.

Литература
1. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 272с.
2. Методика социальной диагностики взаимоотношений в обществе / Теория и методика социальной работы. - М., 1994.
3. Скуратовский В.А., Палий А.Н. Основы социальной политики: Учебн. - К.: МАУП, 2002. - 200с.
4. Технологии социально-педагогической работы: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А.Й.Капської. - К., 2000. - 372с.
5. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация. - М., 1993.

В повседневной жизни человеку часто нужно проверять свое суждения, мнения, сопоставляя его с другими мыслями - родителей, друзей, коллег, обращаться к авторитету Библии и других Священных Писаний, идеям великих писателей и мыслителей, лидеров социальных движений и т "Safeprom.ru"- портал по промышленной безопасности.д., чтобы убедиться в правильности выбранного варианта социального поведения, принятого решения, проверить его. Выбор того или иного решения проблемы всегда носит в той или иной степени субъективный, личностный характер. Объективность варианта решения проблемы во многом определяется соблюдением апробованної технологии социальной диагностики и зависит от нее.

І.Г.Зайнишев

 

Диагностика - учение о методах и принципах распознавания болезни (явлений, личности) и постановка диагноза. Термин “диагностика” (от грецьк.diaghostikos - способность распознавать) используется в медицине для определения процесса распознавания болезни, установления диагноза.
Социальная диагностика - изучение социальных мотивов и причин поведения личности, группы и общества в целом; поиск социальных детерминант процессов и явлений общественной життия.
Понятие “социальной диагностики” можно понимать как:
- отдельное исследование социальной проблемы клиента, которому социальный работник должен предоставить помощь;
- необходимый этап любого воздействия в социальной работе, технологический элемент социального обслуживания;
- совокупность научных методов, которые обосновывают правильность полученной информации.
Диагностика - общий способ получения исчерпывающей информации о исследуемый объект или процесс. Значение диагностики в области социальных отношений и процессов является аналогичным “обнаружения” характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно не определены признаки и причины возникновения заболевания, то нельзя надеяться на положительные направление лечения и результат. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного.
Все изложенное в области соматического, телесного здоровья относится и к психическому. В том числе и к выявления уровня знаний, интеллекта. Поэтому диагностика в социальной работе - очень важная деятельность, которая требует высокой квалификации и технологичности.
Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, которые являются производными условий жизни клиента социального обслуживания. Социальный диагноз предусматривает сбор информации о клиентах и условия их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.
Цель диагностики состояния социального объекта - установление социального содержания факторов, которые действуют в экономической, психологической, демографической, правовой и других сферах общественной жизни; установление достоверности информации о нем и его окружения, прогнозирования его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий для оказания социальной помощи.
Социальная диагностика решает типичные для нее задачи, к которым относится:
· выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения объекта;
· определение степени развития разнообразных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;
· описание особенностей объекта;
· ранжирование специфических свойств объекта;
· выработка рекомендаций и разработки проектов, программ.
Следовательно, социальная диагностика - это:
1) деятельность по распознавания и анализа социальных патологий и проблем;
2) процесс такого анализа с формулировкой обоснованному выводу о предмете работы;
3) область социальных наук, посвященная методам получения знаний об обществе.
Существует широкое и узкое понимание понятия “социальной диагностики”:
- социальная диагностика - процесс научного выявление и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, которые его характеризуют социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние;
- изучение отношения индивида к социальных ценностей общества, группы и т.д., исследование сущности социальных проблем, которые создают трудную жизненную ситуацию для индивида, семьи, группы.
Социальный диагноз имеет двоякий характер и касается относительно: 1) состояния объекта; 2) социального процесса.
Специфика социального диагноза (ССГ) заключается в следующем:
1) определить наиболее существенные черты и свойства, которые отражают социальный диагноз и позволяют выделить средства диагностических и социологических способов получения информации;
2) определить структуру и наиболее общие функции;
3) уточнить сферу применения;
4) классифицировать подходы и основные типы.
Требования к социального диагноза:
1) описывать социальные и только социальные целостности (организацию, целевую группу, отдельного работника, фрагмент внешней социальной среды);
2) опираться на представление и концептуальные модели, произведенные в рамках социологии и специальных дисциплан;
3) использовать методы и приемы, выработанные в рамках социологии и родственных наук;
4) рассматривать социальный объект через призму его принадлежности к той, собственно социальной подсистемы, организованной системы, которая именуется социальной организацией;
5) описывать социальный объект как поведенческую систему, ориентируясь на прогнозирования его поведения в реальной ситуации.

 

Принцип объективности - во-первых, социальный педагог не должен зависеть от внешних факторов; во-вторых, социальный педагог должен противостоять влиянию на результаты собственных незнаний, аберрации собственного жизненного опыта. Это может блокировать коррекцию социальной патологии. Влияние таких факторов может негативно отразиться как на сборе фактов, так и на их интерпретации.
Принцип верификации социальной информации как установление ее достоверности. Социальная действительность содержит много противоріч, единичных фактов и случайностей. Поэтому, чтобы формулировать на их основе закономерности, необходимо проверить эмпирические данные теорией, сопоставлять сведения, полученные с разных каналов.
Вследствие этого необходимо применять в диагностике и принцип системности. Все социальные проблемы является полікаузальними, то есть, их зарождение и развитие определяется не одним, а несколькими причинами. В связи с этим для того, чтобы определить источник и способы решения жизненной трудности клиента, необходимо проанализировать его мікросоціальне среду, семейные взаимоотношения, иметь представление о интеллектуальный уровень и особенности характера клиента, состояние его здоровья.
Специфическим принципом диагностики можно считать и принцип клієнтоцентризму, то есть рассмотрения всех сторон социальной действительности, всех связей социальной ситуации с точки зрения интересов и прав клиента. Другие социальные институты защищают интересы государства и общества, их отдельных учреждений или организаций. Социальный работник - интересы клиента (конечно, если это не входит в конфликт с законом) и с учетом такой позиции строит всю свою деятельность.
В реальной действительности все явления и процессы находятся в универсальном взаимосвязи и взаимодействия, поэтому важным принципом является диагностики
принцип причинной обусловленности.
Принцип комплексного подхода в социальной диагностике заключается в необходимости учета и анализа всех условий и факторов, повлекших или способствуют возникновению определенного социального явления.
Принцип конфиденциальности - неразглашении результатов социального диагноза без персональной согласия на это лица, которая выступала объектом исследования.
Принцип научной обоснованности предусматривает, что результаты анализа должны быть валидными и надежными.
Принцип ненанесение вреда - диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, которая исследовалась.
Принцип эффективности - не стоит предлагать человеку рекомендации, которые по результатам диагноза для нее не полезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.